Проверяемый текст
Красноярова, Елена Викторовна. Педагогические условия социализации студентов в вузе (Диссертация 2003)
[стр. 22]

делен как субъект —объектный (общество субъект воздействия, а человек — его объект).
Сторонниками этого подхода, являются Э.
Дюркгейм, Т.
Парсонс, Э.
Мак Нейл, Р.
Дж.
Хевигхерст и др.

Представители второго подхода (Ч.
X.
Кули, Дж.
Мид, У.
И.
Томас и
ф др.) с позиции А.
В.
Мудрика представляют человека как активного участника в процессе социализации, который не только приспосабливается к обществу, но и активно управляет своими жизненными обстоятельствами, изменяя себя и окружающий мир.
Этот подход можно считать как субъект —субъектный.
Идеи Ч.
Кули, У.
И.
Томаса, Дж.
Мида оказали значительное воздействие на понимание проблем социализации с позиции субъект-субъектного подхода, при этом социализация рассматривается как система коммуникационного взаимодействия общества и индивида.
Соглашаясь с А.
В.
Мудриком по классификации подходов к пониманию социализации, нам видится особенно интересной позиция Э.
Дюркгейма о соотношении «воспитания» и «социализации».
Между понятиями «социализация» и «воспитание» он ставил знак равенства, с чем мы
принципиально не соглашаемся, считая, что воспитание является составляющей целенаправленной социализации.
Однако, мы соглашаемся с мнением Э.
Дюркгейма по поводу его видения дефиниции «воспитание» как «методическая социализация молодого поколения» [83, 17].
Эта цитата подтверждает, что «воспитание» и «социализация» категории не рядоположены.
Следовательно, Э.
Дюркгейм призывал признать, что общество предопределяет социализацию человека, при этом принижая значения процессов воспитания.
Несколько иначе рассматривает процесс социализации личности Т.
Парсонс [194].
Он рассматривает процесс вхождения индивида в социальную систему через интериоризацию общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».
Важнейшим
фактором социализации Т.
Парсонс закономерно рассматривает адаптацию индивидов к социальной среде путем усвоения личностыо определенных нормативных структур, символов культуры, чему способству22
[стр. 15]

Проблема социализации была поставлена в науке в конце XIX века.
Она стала изучаться, начиная с 30-х годов прошлого столетия, а к началу 70-х превратилась в одну из самых популярных проблем человекознания.
Существует значительное количество подходов к рассмотрению социализации.
Однако, как отмечает А.
В.
Мудрик, анализ многочисленных концепций социализации тяготеет к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (113, 45).
Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена.
Этот подход может быть определен как субъект —объектный (общество субъект воздействия, а человек его объект).
Сторонники подхода Эмиль Т.
Парсонс, Э.
Мак Нейл, Р.
Дж.
Хевигхерст и др.

15 цоркгеим Представители второго подхода (Ч.
X.
Кули, Дж.
Мид, У.И.
Томас и
др.) исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя, пытаясь изменить и окружающий его мир.
Этот подход можно определить как субъект субъектный.
Для нашего исследования представляется особенно интересной позиция Эмиля Дюркгейма о соотношении «воспитания» и «социализации».
Между понятиями «социализация» и «воспитание» он ставил знак равенства, с чем мы
не можем согласиться, считая воспитание составляющей целенаправленной социализации.
Следует согласиться с мнением Дюркгейма, что воспитание есть ничто иное, как «методическая социализация молодого поколения» (63, 17).
Таким образом, суть позиции Э.
Дюркгейма заключалась в признании за обществом активного начала и приоритета его перед человеком в процессе социализации.
Несколько с иных позиций рассматривается процесс социализации личности общепризнанным теоретиком ученым Толкотт Парсонс (8).
Процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредст

[стр.,16]

вом интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».
Важнейшим
условием социализации Парсонс совершенно справедливо рассматривает адаптацию индивидов к социальной среде путем усвоения личностью определенных нормативных структур, символов культуры, чему способствует приобщение ее к современным знаниям.
В социализации он отводит важную роль институтам социализации системы образования, считая, что именно школа может производить отбор воспитанников для выполнения в будущем определенных социальных ролей и подготовить их к этому.
И это положение —знаковое для нашего исследования.
Ч.
Кули справедливо акцентировал внимание на том, что лишь в процессе взаимодействия человека с окружающим его миром формируется личность, при этом индивид создает свое «я».
Отсюда и понятия «социальная самость» или «зеркальная самость», «зеркальное я».
По Кули, самоопределение такого рода имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого человека; образ его суждения о нашем облике; самоощущение (например, гордость, унижение) на воспринятую нами реакцию других (8, 321).
Развитие социальных качеств индивида осуществляется лишь в общении под воздействием институтов социализации (семья, школа и др.).
Дж.
Мид также рассматривал проблему превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «я».
«Я» целиком социально.
Социальное «я», по его мнению, является источником движения и развития общества.
Дж.
Мид утверждал, что развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием «я» и «меня».
Индивидуальное «я» возникает из социального опыта.
И это важно.
Он связывал процесс становления человеческого «я» с социальным процессом, происходящим внутри индивида (8,229).
16

[Back]