ет приобщение ее к современным знаниям. В процессе социализации он определяет важную роль социальным институтам системы образования, полагая, что образовательное учреждение может осуществлять отбор воспитанников для выполнения в будущем определенных социальных ролей и подготовить их к этому и это положение знаковое для нашего исследования. В своих исследованиях Ч. Кули акцентировал внимание на том, что процесс взаимодействия человека с окружающим его миром формирует личность, при этом моделируя свое «я». Отсюда и понятия, предложенные Ч. Кули: «социальная самость» или «зеркальная самость», «зеркальное я». По Кули, самоопределение такого рода имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого человека; образ его суждения о нашем облике; самоощущение (например, гордость, унижение) на воспринятую нами реакцию других [138, 321]. Рассматривая развитие социальных качеств личности, он подчеркивает их зависимость от качества общения в социуме и воздействия институтов социализации (семья, школа, вуз и др.). Дж. Мид, рассматривая проблему совершенствования физиологического организма в рефлексивное социальное «я» «Я» целиком социально. Социальное «я», по его мнению, является источником движения и развития общества. Дж. Мид утверждал, что развитие личности включает несколько стадий: принятие на себя роли других людей, формирование «я» и отношение к себе. Персональное «я» формируется из социального опыта, который связан с социальными процессами и процессами, происходящим внутри индивида [172,229]. Названные выше подходы будут учтены в разработке концепции процесса социализации студентов в вузе как субъект-объектного влияния и субъект-субъектного взаимодействия преподавателя со студентом в педагогическом процессе, как процесс развития и формирования организационной культуры студента из объекта деятельности в субъект-объект-субъект деятельности. Студент может быть активным и пассивным участником процесса социализации в зависимости от социальных ролей, факторов, ситуаций, ус23 |
вом интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Важнейшим условием социализации Парсонс совершенно справедливо рассматривает адаптацию индивидов к социальной среде путем усвоения личностью определенных нормативных структур, символов культуры, чему способствует приобщение ее к современным знаниям. В социализации он отводит важную роль институтам социализации системы образования, считая, что именно школа может производить отбор воспитанников для выполнения в будущем определенных социальных ролей и подготовить их к этому. И это положение —знаковое для нашего исследования. Ч. Кули справедливо акцентировал внимание на том, что лишь в процессе взаимодействия человека с окружающим его миром формируется личность, при этом индивид создает свое «я». Отсюда и понятия «социальная самость» или «зеркальная самость», «зеркальное я». По Кули, самоопределение такого рода имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого человека; образ его суждения о нашем облике; самоощущение (например, гордость, унижение) на воспринятую нами реакцию других (8, 321). Развитие социальных качеств индивида осуществляется лишь в общении под воздействием институтов социализации (семья, школа и др.). Дж. Мид также рассматривал проблему превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «я». «Я» целиком социально. Социальное «я», по его мнению, является источником движения и развития общества. Дж. Мид утверждал, что развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием «я» и «меня». Индивидуальное «я» возникает из социального опыта. И это важно. Он связывал процесс становления человеческого «я» с социальным процессом, происходящим внутри индивида (8,229). 16 Идеи Ч.Х. Кули, У.И. Томаса, Дж. Г. Мида оказали мощное влияние на разработку проблем социализации с позиции субъект —субъектного подхода, при этом социализация рассматривается как система коммуникационного взаимодействия общества и индивида. Для нашего исследования каждая из концепций по-свОему заслуживает внимания: данные подходы предопределили понимание процесса социализации студентов в вузе как субъект-объектного влияния и субъект-субъектного взаимодействия преподавателя со студентом в педагогическом процессе, как процесс развития и саморазвития студента из объекта деятельности в субъекта взаимодеятельности. Человек может быть активным и пассивным участником процесса социализации, так как влияние факторов различно. Данную позицию мы попытаемся обосновать в ходе дальнейшего исследования. Как справедливо отмечает Н. Ф. Голованова, «рассмотрение методологических и теоретических аспектов проблемы социализации обнаруживает, что педагогическая характеристика этого понятия выражается, по меньшей мере, пятью подходами» (50, 53): социологический подход: социализация рассматривается как транса ляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий стихийные взаимодействия и организованные воспитание и образование; факторно-институционный: социализация определяется как совокупность (множественность, рассогласованность и некоторая автономность, а не жесткая иерархическая система) действия факторов, институтов и агентов социализации; интеракционистский подход в качестве важнейшей детерминативы предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира; интериоризационный: социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных общест17 |