человека, определяющим и направляющим его поступки, превращается в инициативность. В моральном плане она характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за предлагаемое действие. Поэтому инициативность, являющаяся в принципе мотивационным качеством, может рассматриваться и как волевая характеристика поведения человека. Как следствие, инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе. Вторую часть термина «самоорганизация» составляет слово «организация». Значение этого слова раскрывается как «планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина» [182, 511]. Современный толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой рассматривает прилагательное «организованный» как планомерный, отличающийся стройным порядком, дисциплинированный, действующий точно и планомерно [182, 512]. Таким образом, житейское понимание в ряд основных характеристик организованности ставит планомерность, упорядоченность и дисциплину, т.е. характеристики, определяющие стилевые особенности реализации организованного поведения. С житейских позиций организованность есть инструментально-стилевое качество, формирующееся индивидуально. Самоорганизация относится к числу волевых качеств личности. Проявление воли (точнее было бы «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств. До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность. 90 |
властие, самовластительный, самодержавие; 6) самый (в 4 знач.), напр. самоважнейший, самомалейший, самомодисйший, самоновейший, самонужнейший [122, 532]. К самоорганизации относятся первые три значения. В первом и втором значениях самоорганизация означает совершение каких-то действий по отношению к самому себе. В третьем значении слово «само» означает самостоятельность. Самостоятельность это способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощиОна проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки. Частным случаем проявления самостоятельности, но мнению Е. П. Ильина [66], является инициативность. Инициатива (от лат. initiare начинать) проявляется в почине, т. е. в таких действиях отдельных людей или групп, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни. Стремление к инициативе, ставшее свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превращается в инициативность. В моральном плане она характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за предлагаемое действие. Поэтому инициативность, являющаяся в принципе мотивационным качеством, может рассматриваться и как волевая характеристика поведения человека. Как следствие, инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе. Вторую часть термина «самоорганизация» составляет слово «организация». Значение этого слова раскрывается как «планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина» [122, 511]. Современный толковый словарь под редакцией С,И. Ожегова и ЕЮ . Шведовой рассматривает прилагательное «организованный» как планомерный, отличающийся стройным порядком, дисциплинированный, действующий точно и планомерно [122, 512]. Таким образом, житейское понима53 54 ние в ряд основных характеристик организованности ставит планомерность, упорядоченность и дисциплину, т.с. характеристики, определяющие стилевые особенности реализации организованного поведения. С житейских позиций организованность ость инструментально-стилевое качество, формирующееся индивидуально. Самоорганизация относится к числу волевых качеств личности. Проявление воли (точнее было бы «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», 'так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств. До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность. По определению Е.П. Ильина, «волевые качества это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности» [66, 114]. В одной из своих работ В.А. Иванников отмечает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое волю. «Анализ показывает, пишет он, что все эти качества выводятся из других источников и связаны не только с волей, а значит, не могут претендовать па роль отличительных признаков воли» [64, 49]. Кроме того, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому он говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности. Однако через несколько лет В.А. Иван пиков меняет свою позицию. В совместной работе В.А. Иванникова и Е.В. Эйдмана уже утверждается, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики воле |