Таким образом, методика информационного просвещения отвечает на вопросы: что? (о чем?), как и где? Основные аспекты програлшы Программа обусловлена необходимостью проведения целенаправленной педагогической работы среди молодежи, воспитания нравственных и морально-волевых качеств у молодежи, формирования активного досуга, создания молодежной базы для возрождения национально-культурных традиций республики, патриотического воспитания молодежи. В поиске конкретных методов нам помогли высказывания B.C. Сухомлинского, который писал: «Патриотическое воспитание имеет множество граней. Первая из них это видение мира. То, что открывается перед человеком с первых шагов его сознательной жизни... Дорожить по настоящему это, значит, хранить, оберегать, быть лично заинтересованным в судьбе родного» [256, 56]. Воспитание патриотизма не может идти эпизодически без содержательной основы. Этот процесс требует учета истории, местных условий, национальной психологии, культуры, героико-патриотических традиций, обычаев старших поколений народа. «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью больше,чем что-либо другое, писал К.Д. Ушипский. В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих. В данном случае народность сливается с любовью к Родине, т.е. с патриотизмом. Народное искусство служит надежной преемственной связью между поколениями в историческом развитии народа» [370, 23]. Традиционная народная культура по своей сущности патриотична, гуманна, объединяет в себе национальные и отражает общенациональные черты. Поэтому особый потенциал в воспитании патриотизма, на наш взгляд, имеют информационно-просветительные технологии, в которых заложены большие воспитательные возможности. 96 |
119 усвоения детьми предложенной программы стали не только ярко выраженное желание продемонстрировать свои знания об искусстве, полученные в ходе занятий, но и эмоциональные переживания, собственное ценностное отношение, создание атмосферы собственного дома; активного участие в игровых ситуациях. 4. Обеспечение информационной насыщенности социальнокультурной среды на основе культивирования общечеловеческих ценностей, гуманных отношений, традиций, норм, правил, символов в процессе осуществления целенаправленной педагогической деятельности с воспитанниками детского дома. Главная задача, которая стояла перед педагогами детских домов, создать благоприятную насыщенную социально-культурную среду для дстей-сирот, сформировать такое социальное окружение, которое было бы насыщено культурными ценностями и способствовало бы воспитанию патриотизма у детей. Мы исходили из положения, что чем больше в окружающей среде носителей культурных ценностей, тем выше ее «плотность» и потенциал для освоения. Кроме того, результативность воспитания во многом обусловливается гармоничным сочетанием таких элементов как воспитывающая социально-культурная среда, деятельность и общение. В основу педагогической деятельности в условиях современной социально-культурной среды мы заложили принцип диалогического общения со средой, подразумевающий интенсивный обмен эмоциональными состояниями. В поиске конкретных методов нам помогли высказывания В.С. Сухомлииского, который писал: «Патриотическое воспитание имеет множество граней. Первая из них это видение мира. То, что открывается перед человеком с первых шагов его сознательной жизни... Дорожить по настоящему это, значит, хранить, оберегать, быть лично заинтересованным в судьбе родного» [353, 56]. 120 Воспитание патриотизма не может идти эпизодически без содержательной основы. Этот процесс требует учета истории, местных условий, национальной психологии, культуры, героико-патриотических традиций, обычаев старших поколений народа. Поэтому особое место в воспитании патриотизма должна занимать информационно насыщенная социально-культурная среда, в которой заложены большие воспитательные возможности. Учет возможностей информационно насыщенной социальнокультурной среды как фактора формирования личности в воспитательной деятельности придает педагогическому действию целенаправленность, переводя этническую, социальную ситуацию в педагогическую и создавая тем самым воспитывающую среду. Традиционная русская культура как коллективный результат народного творчества близка по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно она естественна его восприятию и понятна ему. Включение ребенка в различные виды творческой деятельности было основано на материале традиционной русской культуры одном из главных условий полноценного воспитания у ребенка патриотизма. «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью больше, чем что-либо другое, писал К.Д. Ушинский. В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих. В данном случае народность сливается с любовью к Родине, т.е. с патриотизмом. Народное искусство служит надежной преемственной связью между поколениями в историческом развитии народа» [368, 23]. Традиционная народная культура по своей сущности патриотична, гуманна, объединяет в себе национальные и отражает общенациональные черты. Русская народная культура отраж*ает, на наш взгляд, всю гамму человеческих переживаний: многообразие связей личности с природой и |