ния. Средства массовой информации обращают внимание чаще всего на крайние формы девиаций: убийства, изнасилования, проституцию, наркоманию, самоубийства. Однако диапазон девиантности значительно шире, чем перечисленные негативные явления. Важно знать то, что девиантность оценочное понятие. Одни формы поведения одобряются, другие, наоборот, осуждаются группой или обществом [7,25-27,31-34,57,62,117]. Представления людей о "позитивном" и "негативном" не являются постоянными величинами. Они меняются как во времени, так и в пространстве. Изменения во времени означают, что у одного и того же народа один и тот же поступок может расцениваться в одну эпоху как позитивный, а в другую как негативный. Например, отток евреев из СССР воспринимался большинством как проявление непатриотизма, приспособленчества, сейчас же отношение к эмиграции стало более терпимым, как, впрочем, и к женщинам, вступающим в брак с иностранцами из развитых стран. Изменения в пространстве необходимо рассматривать в контексте культур. Изменения в физическом пространстве касаются различия культур народов. Например, как утверждает американский социолог Н. Смелзер, в небольшом городе Канзасе проституция считается нелегальной и девиантной, в Рено она узаконена, но не вызывает одобрения, в Париже — легальная и не вызывает осуждения [22,97,127]. Различие оценок девиантности в социальном пространстве понимается как различие культурных представлений групп и слоев, составляющих одно общество. Например, мелкое хулиганство в подростковой среде считается едва ли не доблестью, проявлением "истинно мужских" качеств, а взрослые имеют совершенно иное мнение об этом. Сквернословие является нормой в солдатской среде, но неуместно в общении преподавателей. Таким образом, норма и девиантность явления весьма относительные. В соответствии с мнением Змановской Е.В. (2004), специфическими признаками девиантного поведения являются следующие [62]: 1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соот18 |
моубийства. Однако диапазон девиантности значительно шире, чем'перечисленные негативные явления. Важно знать то, что девиантность оценочное понятие. Одни формы поведения, одобряются, другие, наоборот, осуждаются группой илИ!обществом [43,153‘, 156, 169,217,239]. Представления людей о ’’позитивном" и "негативном" не являются^ постоянными величинами. Они меняются как во времени, так и в пространстве. Изменения во времени означаю!', что у одного и того же народа один и тог же поступок может расцениваться в одну эпоху как позитивный, а в другую как негативный. Например, отток евреев из СССР воспринимался большинством как проявление непатриотизма, приспособленчества, сейчас же отношение к эмиграции стало более терпимым, как, впрочем, и к женщинам, вступающим в брак с иностранцами из развитых стран. Изменения в прострипстве необходимо рассматривать в контексте культур. Изменения в физическом пространстве касаются различия культур народов. Например, как утверждает американский социолог И. Смелзер, в небольшом городе Канзасе проституция считается нелегальной и девиантной, в Рено она узаконена, но не вызывает одобрения, в Париже легальная и не вызывает осуждения [26,39,41,55]. Различие оценок девиантности в социальном пространстве понимается как различие культурных представлений групп и слоев, составляющих одно общество. Например, мелкое хулиганство в подростковой среде считается едва ли не доблестью, проявлением "истинно мужских" качеств, а взрослые имеют совершенно иное мнение об этом. Сквернословие является нормой в солдатской среде, но неуместно в общении преподавателей. Таким образом, норма и девиантность явления весьма относительные, В соответствии с мнением Змаповской Е.В. (2004) специфическими признаками девиантного поведения являются следующие [159]. 1. Отклоняющееся поведение личности это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным пор28 1 |