Употребление населением России веществ, облегчающих наступление грез, иллюзий, виртуальных состояний психики и т. п., имеет тенденцию к увеличению [27,63,72,73,88,144]. Мало того, растет количество крайних форм ухода из жизни — суицид. Пассивные формы девиантности еще меньше связаны со становлением новых жизнеспособных норм социального взаимодействия. Таким образом, в настоящее время под действием массовой девиантности если и вырабатываются новые социальные нормы, то они являются жизнеспособными применительно лишь к кризисному обществу. Однако все социальные системы в период кризиса проходят скачкообразный рост девиантности. Постепенно нежизнеспособные формы отклоняющегося поведения выбраковываются самим ходом изменения социальных систем. 1.2. Причины и социальные факторы девиантного поведения На самом высоком уровне обобщения, то есть на уровне социальных систем, этот вопрос решается так: девиантность есть реакция социальной системы на изменения внешней среды и выступает способом адаптации к ней [5,33,57,60,113,165]. Однако в объяснении индивидуальных, личностных мотивов нарушения норм подобная констатация оказывается недостаточной. Одна из первых попыток объяснить девиантное поведение принадлежит Э. Дюркгейму в его концепции аномии [52]. Под аномией он понимал состояние общества, при котором отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. В момент общественной дезорганизации, происходящей в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. Пока социальные силы, 24 |
33 дарство при этом может более эффективно обеспечить перераспределение трудовых ресурсов. Однако при общем низком уровне зарплаты совместительство неизбежно превращается в потогонную систему с сомнительным качеством труда. Нормой становится стремление "отбыть”, "отметиться" Исподволь формируется психологический релятивизм, установка "скорее прожить", пока не стало еще хуже. Следствием оказывается мораль временщика не только по отношению к обществу, но и к семье, детям, самому себе. Воровство как приспособительная девиация стало тотальным и психологически оправданным в эпоху массовых невыплат зарплат, за которыми скрывается фактически полубесплатный, труд. Самим вернуть себе то, что недодали, и в той форме, которая доступна, есть элемент инициативы и самостоятельности, но ведет ли это к становлению новых продуктивных моральных норм. Р. Мертон в одной из своих работ отмечает, что если девианты преуспевают и па них не налагается никаких санкций, то девиация становится объектом подражания [6,13,27,55,109,258-261]. Таким образом, отклонение распространяется еще более широко. Воровством в нашей стране пронизана вся социальная пирамида. Если у ее основания кражи выполняют функцию социального амортизатора, смягчающего напряженность и сдерживающего более разрушительные способы поведения, то наверху статусной иерархии финансовые махинации, но существу, то же воровство, по в болсс крупных размерах и в более ''цивилизованных” формах, можно рассматривать как профанирование декларируемых преобразований. В названной ситуации воровство превращается в фактически сложившуюся норму поведения для значительной части сограждан. Пассивные формы девиантного поведения, вероятно, удобны для тех политических режимов, которые не способны изменить ситуацию к лучшему, поскольку властям всегда предпочтительнее иметь "кутежи, чем мятежи", на подведомственной территории Употребление населением России веществ, облегчающих наступление грез, иллюзий, виртуальных состояний психики и т. п., имеет тенденцию к увеличению. Мало того, растет количество крайних форм ухода из жизни — 34 суицид. Пассивные формы девиантности еще меньше связаны со становлением новых жизнеспособных норм социальною взаимодействия. Таким образом, в настоящее время под действием массовой девиантности если и вырабатываются новые социальные нормы, то они являются жизнеспособными применительно лишьк кризисному обществу. Однако все социальные системы в период кризиса проходят скачкообразный рост девиантности. Постепенно нежизнеспособные формы отклоняющегося поведения выбраковываются самим ходом изменения социальных систем. Девиантное поведения как психолого-акмеологическое явление. На самом высоком уровне обобщения, то есть на уровне социальных систем, этот вопрос решается так: девиантность есть реакция социальной системы на изменения внешней среды и выступает способом адаптации к ней. Однако в объяснении индивидуальных, личностных мотивов нарушения норм подобная констатация, в силу многообразия вариантов феномена девиантности, оказывается недостаточной (Рис. 1). С-----------------------------------------\ Индивидуальные массовые (маштаб) г \ Негативные позитивные (последствия) г ■ -------s Экономические бытовые (объект) к-------------------------------------------Преступность, р а-^ сизм, бюрократия (Тип нарушаемой нормы) L J ^3/ Девиация \*4 ЦТ как психологоЦ1 акгеологическое \ явление Г Единовременные^ длительные (длительные) г л Негативные позитивные (последствия) ( \ Конкретные лица, официальные структуры (субъект) ^ у Рис. 1. Психолого-акмеологическая классификация девиации Одна из первых попытокобъяснить девиантное поведение принадлежит Э. Дюркгейму в его концепции аномии [14,38,49,112,188]; Под аномией он.понимал состояние общества^ при>котором отсутствует.четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еше не утвердились. В момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказыпается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. Пока социальные силы, предоставленные самим себе, не придут в состояние-равновесия иа некоторое время, всякая регламентация оказывается несостоятельной; Никто не знает в точности, что возможно и что невозможно, справедливо и несправедливо. Нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все. • Таким образом, состояние аномии, когда авторитет некогда общепринятых норм поколеблен, приводит к повышению уровня различных форм девиантного поведения, в частности преступлений и самоубийств: Например, рост самоубийств в этом случае связан с тем, что человек остается ,тодин на один" со своей проблемой; он не может приспособиться к новым условиям и утрачивает связь с обществом. Дальнейшее развитие концепция аномии получила в трудах Р. Мертона. Если Дюркгейм рассматривал аномию как проявление нестабильного общества, то Мертон распространил это понятие применительно к стабильному, нормально функционирующему обществу [5,18,39,44,108]. Согласно мнению американского социолога, аномия есть следствие рассогласования между определяемыми культурой ценностями (целями) и социально организованными средствами их достижения. При этом доступ к ценностям через законные средства открыт не всем и зависит от принадлежности индивида к той или иной 35 |