предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, всякая регламентация на некоторое время оказывается несостоятельной. Никто не знает в точности, что возможно и что невозможно, справедливо и несправедливо. Нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все [52]. Таким образом, состояние аномии, когда авторитет некогда общепринятых норм поколеблен, приводит к повышению уровня различных форм девиантного поведения, в частности преступлений и самоубийств. Например, рост самоубийств в этом случае связан с тем, что человек остается "один на один” со своей проблемой: он не может приспособиться к новым условиям и утрачивает связь с обществом. Дальнейшее развитие концепция аномии получила в трудах Р. Мертона [97]. Если Дюркгейм рассматривал аномию как проявление нестабильного общества, то Мертон распространил это понятие применительно к стабильному, нормально функционирующему обществу. Согласно мнению американского социолога, аномия есть следствие рассогласования между определяемыми культурой ценностями (целями) и социально организованными средствами их достижения. При этом доступ к ценностям через законные средства открыт не всем и зависит от принадлежности индивида к той или иной группе социальной структуры. Например, лица, занятые тяжелым неквалифицированным трудом и входящие в низшие имущественные слои общества, не имеют возможности с помощью законных банковских операций умножать свое богатство. Поэтому, чтобы добиться общезначимой ценности материального успеха, обращаются к социально неодобряемым средствам (воровству и др.). Таким образом индивид адаптируется к нормам и ценностям общества. Мертон называет пять форм адаптации: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Лишь конформизм оказывается не девиантной формой (индивид одобряет ценности общества и достигает их законными средствами). В других случаях человек либо обходит закон и моральные нормы (ин25 |
Одна из первых попытокобъяснить девиантное поведение принадлежит Э. Дюркгейму в его концепции аномии [14,38,49,112,188]; Под аномией он.понимал состояние общества^ при>котором отсутствует.четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еше не утвердились. В момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказыпается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. Пока социальные силы, предоставленные самим себе, не придут в состояние-равновесия иа некоторое время, всякая регламентация оказывается несостоятельной; Никто не знает в точности, что возможно и что невозможно, справедливо и несправедливо. Нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все. • Таким образом, состояние аномии, когда авторитет некогда общепринятых норм поколеблен, приводит к повышению уровня различных форм девиантного поведения, в частности преступлений и самоубийств: Например, рост самоубийств в этом случае связан с тем, что человек остается ,тодин на один" со своей проблемой; он не может приспособиться к новым условиям и утрачивает связь с обществом. Дальнейшее развитие концепция аномии получила в трудах Р. Мертона. Если Дюркгейм рассматривал аномию как проявление нестабильного общества, то Мертон распространил это понятие применительно к стабильному, нормально функционирующему обществу [5,18,39,44,108]. Согласно мнению американского социолога, аномия есть следствие рассогласования между определяемыми культурой ценностями (целями) и социально организованными средствами их достижения. При этом доступ к ценностям через законные средства открыт не всем и зависит от принадлежности индивида к той или иной 35 группе социальной структуры. Например, лица, занятые тяжелым неквалифицированным'тр>гдом и входящие в низшие имущественные слои общества, не имеют возможности с помощью законных банковских операций умножать свое богатство. Поэтому, чтобы добиться общезначимой ценности материального успеха, обращаются к социально неодобряемым средствам (воровству и др.). Таким образом, индивид адаптируется к нормам и ценностям общества. Выделяют пять форм адаптации; конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Лишь конформизм оказывается не девиантной формой (индивид одобряет ценности общества и достигает их законными средствами). В других случаях человек либо обходит закон и моральные нормы (инновация), либо отказывается от целей как недостижимых, соблюдая при этом предписания общества (ритуализм), либо становится равнодушен к целям и нормам, уходя от борьбы за "место под солнцем" (ретритизм), либо ищет замену ценностям и средствам их достижения, осознавая несовершенство социальной системы (мятеж) [8,18,23,29,45]. Очевидно, что источником рассогласования ценностей (целей) общества и средств их достижения, помимо личностных мотивов, является социальное неравенство людей, рассматриваемое в контексте анализа социальной структуры Невыполнением ожиданий социума также объясняе т аномию, а следовательно, и возникновение девиантных мотиваций. Иначе говоря, поведение индивида может не соответствовать ожиданиям окружающих, равно как и окружение не всегда совпадает с ожиданиями индивида. В результате возникает напряжение как психологическое состояние личности (фрустрация) и напряженность в отношениях с другими людьми. Реакция индивида на фрустрирующие факторы бывает двоякой: приспособленческой и отчужденной, а, по форме —активной и пассивной. "Приспособленческая активная" ориентация ведет к иновацни, "приспособленческая пассивная" к ритуализму. Американские ученые объясняют индивидуальные мотивы как девиантного, так и конформистского поведения [296, 370, 394, 412]. Они отмечают, что 36 |