Проверяемый текст
Белов, Василий Георгиевич; Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с делинквентным поведением (Диссертация, январь 2010)
[стр. 26]

новация), либо отказывается от целей как недостижимых, соблюдая при этом предписания общества (ритуализм), либо становится равнодушен к целям и нормам, уходя от борьбы за "место под солнцем" (ретритизм), либо ищет замену ценностям и средствам их достижения, осознавая несовершенство социальной системы (мятеж).
Очевидно, что источником рассогласования ценностей (целей) общества и средств их достижения, помимо личностных мотивов, является социальное неравенство людей,
о чем Р.
Мертон говорит в контексте анализа социальной структуры.
Т.
Парсонс объясняет аномию, а следовательно, и возникновение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий1.
Иначе говоря, поведение индивида может не соответствовать ожиданиям окружающих, равно как и окружение не всегда совпадает с ожиданиями индивида.
В результате возникает напряжение как психологическое состояние личности (фрустрация) и напряженность в отношениях с другими людьми.
Реакция индивида на фрустрирующие факторы бывает двоякой: приспособленческой и отчужденной, а по форме активной и пассивной.
"Приспособленческая активная" ориентация ведет к
инновации, "приспособленческая пассивная" — к ритуализму [5,25-27,31-34].
Американский социолог А.
Коэн, исходя из таких же посылок, что и Т.
Парсонс, объясняет индивидуальные мотивы как девиантного, так и конформистского поведения.
Он отмечает, что социальные системы устроены таким образом, что люди в них в той или иной степени испытывают напряжение.
Одиако большинство не нарушает общепринятые нормы, т.
е.
являются конформистами.
Следовательно, существует не только отклоняющийся способ снятия напряжения
[31-34,78,98,99].
Девиантное поведение чаще всего вызывает большую напряженность, чем конформизм, и связано с определенной долей риска.
Перед индивидом стоит альтернатива: конформизм или девиация.
Что выбрать, человек решает самостоятельно согласно собственным моральным критериям.

26
[стр. 36]

группе социальной структуры.
Например, лица, занятые тяжелым неквалифицированным'тр>гдом и входящие в низшие имущественные слои общества, не имеют возможности с помощью законных банковских операций умножать свое богатство.
Поэтому, чтобы добиться общезначимой ценности материального успеха, обращаются к социально неодобряемым средствам (воровству и др.).
Таким образом, индивид адаптируется к нормам и ценностям общества.
Выделяют пять форм адаптации; конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж.
Лишь конформизм оказывается не девиантной формой (индивид одобряет ценности общества и достигает их законными средствами).
В других случаях человек либо обходит закон и моральные нормы (инновация), либо отказывается от целей как недостижимых, соблюдая при этом предписания общества (ритуализм), либо становится равнодушен к целям и нормам, уходя от борьбы за "место под солнцем" (ретритизм), либо ищет замену ценностям и средствам их достижения, осознавая несовершенство социальной системы (мятеж) [8,18,23,29,45].
Очевидно, что источником рассогласования ценностей (целей) общества и средств их достижения, помимо личностных мотивов, является социальное неравенство людей,
рассматриваемое в контексте анализа социальной структуры Невыполнением ожиданий социума также объясняе т аномию, а следовательно, и возникновение девиантных мотиваций.
Иначе говоря, поведение индивида может не соответствовать ожиданиям окружающих, равно как и окружение не всегда совпадает с ожиданиями индивида.
В результате возникает напряжение как психологическое состояние личности (фрустрация) и напряженность в отношениях с другими людьми.
Реакция индивида на фрустрирующие факторы бывает двоякой: приспособленческой и отчужденной, а, по форме —активной и пассивной.
"Приспособленческая активная" ориентация ведет к
иновацни, "приспособленческая пассивная" к ритуализму.
Американские ученые объясняют индивидуальные мотивы как девиантного, так и конформистского поведения [296, 370, 394, 412].
Они отмечают, что 36

[стр.,37]

социальные системы устроены таким образом, что люди в них в той или иной степени испытывают напряжение.
Однако большинство не нарушает общепринятые нормы, т.
е.
являются конформистами.
Следовательно, существует не только отклоняющийся способ снятия напряжения.

Девиантное поведение чаще всего вызывает большую напряженность, чем конформизм, и связано, с определенной долей риска.
Перед индивидом стоит альтернатива: конформизм или девиация.
Что выбрать, человек решает самостоятельно согласно собственным моральным критериям.

Однако большинство людей хронически отягощено бременем разочарования и неудовлетворенности, но тем не менее они продолжают вести себя по конформистски, так как разочарование и неудовлетворенность легче перенести, чем нравственные сомнения или роли неблаговидного значения.
Решение индивида какую форму поведения избрать зависит от референтной группы, т.
е.
того сообщества, которое в глазах личности является образцом.
Однако индивид имеет другие варианты решения этой проблемы.
Во-первых, он может найти группу, где поступки, беспокоящие его, не осуждаются, и обратить для себя эту группу в референтную.
Во-вторых, индивид, настроенный более решительно, создает совместно с единомышленниками новую референтную группу, в которой он будет иметь психологический комфорт.
Например, полицейский, берущий взятки в сговоре с сослуживцами, или врач, создавший подпольную клинику'1по производству абортов, в обществе, где подобная услуга запрещена, не испытывают таких нравственных мук, какие бьг они имели, действуя в одиночку.
В-третьих, личность может действовать в одиночку, без всякой поддержки со стороны окружающих.
Последнее наиболее трудный жизненный выбор для индивида.
Помимо индивидуальных мотивов девиантного поведения значительный вклад оказывают социальные факторы роста отклонений.
Важнейшим среди факторов является индустриализация.
Общество, где происходит бурное развитие промышленности и средств коммуникации, создает массу рабочих мест на всех уровнях государственного аппарата, экономики, науки и т.
п.
Все возни37

[Back]