Проверяемый текст
Белов, Василий Георгиевич; Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с делинквентным поведением (Диссертация, январь 2010)
[стр. 27]

А.
Коэн замечает, что большинство людей хронически отягощены бременем разочарования и неудовлетворенности, но, тем не менее, оно продолжает вести себя по-конформистски, так как разочарование и неудовлетворенность легче перенести, чем нравственные сомнения или роли неблаговидного значения [78].
Решение индивида какую форму поведения избрать зависит от референтной группы, т.
е.
того сообщества, которое в глазах личности является образцом.
Однако,
как отмечает Л.
Коэн, индивид имеет другие варианты решения этой проблемы.
Во-первых, он может найти группу, где поступки, беспокоящие его, не осуждаются, и обратить для себя эту группу в референтную.
Во-вторых, индивид, настроенный более решительно, создает совместно с единомышленниками новую референтную группу, в которой он будет иметь психологический комфорт.
Например, полицейский, берущий взятки в сговоре с сослуживцами, или врач, создавший подпольную клинику
по производству абортов.
В обществе, где подобная услуга запрещена, не испытывают таких нравственных мук, какие
бы они имели, действуя в одиночку.
В-третьих, личность может действовать в одиночку, без всякой поддержки со стороны окружающих.
Последнее наиболее трудный жизненный выбор для индивида.
Помимо индивидуальных мотивов девиантного поведения
А.
Коэн исследует социальные факторы роста отклонений.
Важнейшим среди факторов является индустриализация.
Общество, где происходит бурное развитие промышленности и средств коммуникации, создает массу рабочих мест
па всех уровнях государственного аппарата, экономики, науки и т.
п.
Все
возникающие рабочие места не могут заполнить только представители элиты общества.
Следовательно, на творческие и, вообще, на "теплые места" рекрутируются индивиды из других
групп.
Это дает надежду тем, кто раньше не имел никаких шансов на улучшение жизни.
У людей возникают большие претензии, поощряемые к тому же господствующей идеологией, поскольку экономической системе нужны конкурирующие кадры; а честолюбие стимул к учебе и
погоне за успехом.
27
[стр. 37]

социальные системы устроены таким образом, что люди в них в той или иной степени испытывают напряжение.
Однако большинство не нарушает общепринятые нормы, т.
е.
являются конформистами.
Следовательно, существует не только отклоняющийся способ снятия напряжения.
Девиантное поведение чаще всего вызывает большую напряженность, чем конформизм, и связано, с определенной долей риска.
Перед индивидом стоит альтернатива: конформизм или девиация.
Что выбрать, человек решает самостоятельно согласно собственным моральным критериям.
Однако большинство людей хронически отягощено бременем разочарования и неудовлетворенности, но тем не менее они продолжают вести себя по конформистски, так как разочарование и неудовлетворенность легче перенести, чем нравственные сомнения или роли неблаговидного значения.
Решение индивида какую форму поведения избрать зависит от референтной группы, т.
е.
того сообщества, которое в глазах личности является образцом.
Однако
индивид имеет другие варианты решения этой проблемы.
Во-первых, он может найти группу, где поступки, беспокоящие его, не осуждаются, и обратить для себя эту группу в референтную.
Во-вторых, индивид, настроенный более решительно, создает совместно с единомышленниками новую референтную группу, в которой он будет иметь психологический комфорт.
Например, полицейский, берущий взятки в сговоре с сослуживцами, или врач, создавший подпольную клинику'1по
производству абортов, в обществе, где подобная услуга запрещена, не испытывают таких нравственных мук, какие бьг они имели, действуя в одиночку.
В-третьих, личность может действовать в одиночку, без всякой поддержки со стороны окружающих.
Последнее наиболее трудный жизненный выбор для индивида.
Помимо индивидуальных мотивов девиантного поведения
значительный вклад оказывают социальные факторы роста отклонений.
Важнейшим среди факторов является индустриализация.
Общество, где происходит бурное развитие промышленности и средств коммуникации, создает массу рабочих мест
на всех уровнях государственного аппарата, экономики, науки и т.
п.
Все
возни37

[стр.,38]

кающие рабочие места не могут заполнить только представители элиты общества.
Следовательно, на творческие и вообще на "теплые места" рекрутируются• индивиды из других
фу пп.
Это дает надежду тем, кто раньше не имел никаких шансов на улучшение жизни.
У людей возникают большие претензии, поощряемые к тому же господствующей идеологией, поскольку экономической системе нужны конкурирующие кадры; а честолюбие стимул к учебе и
потопе за успехом.
Однако в действительности' возникает противоречие между надеждами, притязаниями и реальными возможностями, которые порождают разочарования, приводящие в свою очередь к ослаблению действия норм и социальных ин* ститугов, регулирующих и дисциплинирующих людей, а вконечном итоге к отрицанию авторитета норм.
Также девиантное поведение можно объяснить состоянием социальной неустроенности индивида.
Социальная неустроенность это такая позиция, занимаемая человеком, которая не соответствует ни его способностям, ни достигнутому уровню развития общества.
Например; философ по образованию работает вахтером* или истопником, высококвалифицированный слесарь сторожем на автостоянке.
В этом случае индивид испытывает психологическое напряжение вследствие невостребованного профессионального потенциала, у него может возникнуть мысль о восстановлении справедливости с помощью каких-либо обходных путей.
Другой пример.
Индивид не может себе позволить приобрести даже черно-белый телевизор, в то время как окружающие его люди имеют цветные телевизоры последних марок.
Здесь речь идет о социальноэкономической позиции человека, заметно уступающей потребительскому стандарту общества.
Социальная неустроенность может не переживаться, человеком остро.
Например, многие сельские пенсионеры свыклись с ситуацией, когда их быт обеспечивается лишь самыми элементарными благами.
Однако чаще люди лак или иначе реагируют на имеющийся контраст в социальных позициях.
Формы реагирования разнообразны, в том числе в виде хулиганства как импульсивного .
38

[Back]