Проверяемый текст
Сидорова, Наталья Вячеславовна; Правовое регулирование показаний свидетеля в российском уголовном процессе: история, современное состояние (Диссертация 2004)
[стр. 105]

указали: «Привилегия преимущественное право, льгота»1 .
Данный термин появился в русском языке в начале XVIII в.; происхождение «привилегии» такое же, как у «иммунитета» из латинского языка («privilegium» преимущественное право, закон или постановление, изданное в пользу или противодного лица, исключительный закон)2.
Таким образом, если рассматривать дачу свидетельских показаний как обязанность каждого гражданина (как это следует из содержания
ст.51 Конституции РФ), то освобождение от этой обязанности следует считать иммунитетом, который может выражаться в различных формах.
В зависимости от
оснований освобождения, желания субъекта и прочих требований закона свидетельский иммунитет может существовать в виде привилегии (привилегия против самообвинения, иммунитет близких родственников и супруга, депутатов и дипломатов) или в виде совокупности права и запрета давать свидетельские показания (иммунитет судей, присяжных, защитников, адвокатов и священнослужителей).
В любом случае, реализация норм о свидетельском иммунитете предусматривает запрет на использование показаний
определённых законом лиц в качестве доказательств вуголовном процессе.
Примечательно, что некоторые авторы предлагают освобождение от обязанности давать
свидетельские показания рассматривать в качестве одного из принципов уголовного процесса.
Так, З.Д.
Еникеев, ссылаясь на опыт государств-членов СНГ, в
числе недостатков уголовнопроцессуального законодательства России указывает, что в УПК в главе принципов уголовного судопроизводства не нашёл развернутого отражения принцип свободы от дачи показаний (цак, например, это сделано в УПК Республики Казахстан)3.
105 'Ожегов С И и Шведова Н Ю Указ соч С 288 г Л М Баш, А В Боброваидр Указ соч С627.
'С м Еникеев З Д Драма нового УИК Российской Федерации // Актуальные проблемы юридической науки и образования на современном этапе Материалы конференции, посвящённой 50-летию восстановления юрилнч факультета в Казанском гое университете -Казань Изд-во Казанского гое ун-та, 2003 С 292
[стр. 147]

языка («privilegium» преимущественное право, закон или постановление, изданное в пользу или против одного лица, исключительный закон).23 Таким образом, если рассматривать дачу свидетельских показаний как обязанность каждого гражданина (как это следует из содержания сг.
51 Конституции РФ), то освобождение от этой обязанности следует считать иммунитетом, который может выражаться в различных формах.
В зависимости от
основания освобождения, желания субъекта и прочих требований закона свидетельский иммунитет может существовать в виде привилегии (привилегия против самообвинения, иммунитет близких родственников и супруга, иммунитет депутатов и дипломатов) или в виде совокупности права и запрета давать свидетельские показания (иммунитет судей, присяжных, защитников, адвокатов и священнослужителей).
В любом случае, реализация норм о свидетельском иммунитете предусматривает запрет на использование показаний
определенных законом лиц в качестве доказательств в уголовном процессе.
Примечательно, что некоторые авторы предлагают освобождение от обязанности давать
показания приравнять к принципам уголовного процесса.
З.Д.
Еникеев, ссылаясь на опыт государствчленов СНГ, в
ряду' недостатков нового уголовно-процессуального законодательства России указывает на то, что в УПК РФ в числе принципов не нашел развернутого отражения принцип свободы от дачи показаний (как это было сделано в УПК Республики Казахстан).24 Общее правило свидетельского иммунитета означает, что освобождаются от обязанности давать показания лица, обладающие определенными в уголовно-процессуальном законе признаками: нельзя принудить к даче показаний лицо против самого себя, против своего близкого родственника, ^Современный словарь иностранных слов: толкование, словоугклрсбленис, словообразование, этимология.
С.627.
2 4Еникеев З.Д.
Драма нового УПК Российской Федерации //Актуальные проблемы юридической науки и образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летию восстановления юридического факультета в Казанском государственном универсотете.
Казань: Изд-во Казанского юсунинерситста, 2003.
С.292.
147

[стр.,242]

корни, «вытекает» из норм материального уголовного права и предполагает иммунизацию (освобождение) от уголовной ответственности за неисполнение всеобщей гражданской обязанности свидетельствовать о фактах, которые стали известны лицу в силу объективных, не зависящих от него причин.
Если рассматривать дачу свидетельских показаний как обязанность каждого гражданина (как это следует из
смысла ст.
51 Конституции РФ), то освобождение от этой обязанности следует считать иммунитетом, который может выражаться в различных формах.
В зависимости от
основания освобождения, желания субъекта и прочих требований закона свидетельский иммунитет может существовать в виде привилегии (привилегия против самообвинения, иммунитет близких родственников и супруга, иммунитет депутатов и иностранных дипломатов) или в виде совокупности права и обязанности отказаться давать свидетельские показания (иммунитет судей, присяжных, защитников, адвокатов и священнослужителей).
В любом случае, реализация норм о свидетельском иммунитете предусматривает запрет на использование показаний
(полностью или в части) определенных законом лиц в качестве доказательств в уголовном процессе.
Полагаем, в зависимости от субъекта, который имеет право на свидетельский иммунитет, его можно подразделить на несколько видов.
В зависимости от субъекта также различают основания приобретения свидетельского иммунитета и его объем.
Таким образом, свидетель (его значимые в уголовном процессе свойства) является основным определяющим фактором, который влияет на возможность получения и использования такого вида доказательства как показания свидетеля.
Рассматривая понятие, особенности освобождения определенных законом категорий граждан от обязанности свидетельствовать по уголовному делу можно прийти к следующим выводам.
Думается, что круг лиц, которые признаются близкими родственниками, и в силу этого освобождаются от обязанности свидетельствовать по уголовному делу, может и должен быть строго определен только законом.
Расширительное его толкование на практике

[Back]