Проверяемый текст
Сидорова, Наталья Вячеславовна; Правовое регулирование показаний свидетеля в российском уголовном процессе: история, современное состояние (Диссертация 2004)
[стр. 110]

порядок получения доказательств (в частности, показаний), имеет большое значение, т.к.
если самоизобличаюпще показания обвиняемый давал добровольно, без принуждения и после разъяснения ему права не свидетельствовать против себя, то в целом его показания будут обладать допустимостью, а, следовательно, и доказательственной силой.
Отсутствие принуждения к даче показаний и
добровольное их предоставление придают доказательственную силу также и показаниям близких родственников обвиняемого.
Неслучайно и то, что понятие допустимости определяется через законный источник и законный порядок получения доказательств.
Только
жёсткое и полное законодательное закрепление видов доказательств, методов и приемов их получения, исчерпывающий перечень которых содержится в ч.2 ст.74 УПК, может обеспечить эффективное достижеиие назначения уголовного судопроизводства с учётом всех требований уголовнопроцессуального закона, с соблюдением всех прав участников уголовного процесса.
Поэтому, рассматривая правила, регулирующие свидетельский иммунитет, как часть правил допустимости показаний, необходимо сделать
вывод, что в действующем УПК следует чётко и недвусмысленно эти правила прописать.
Свидетельский иммунитет в виде совокупности нормативно закрепленных правил один из институтов уголовно-процессуального права, который имеет довольно давнюю историю.
По времени существования он,
в частности, превосходит такой институт, как участие в уголовном процессе защитника в качестве самостоятельного субъекта.
Как отмечал П.С.
Элькинд,
I допуск в судебное разбирательство защитника в судопроизводстве Англии произошел в 1836 г., а в странах Европы только вместе с введением суда присяжных заседателей, т.е.
во второй половине XIX в.1 Свидетельский 110 1Элькинд П С Право обвиняемого на защиту в советском уголовном процессе II Вопросы защиты по уголовным делам -Л Ичд-воЛГУ, 1967 С 70
[стр. 152]

Законный источник, как элемент допустимости в случае действия свидетельского иммунитета, означает, что лицо, давшее показания, как правило, не является близким родственником обвиняемого и подозреваемого, не связан с обвиняемым какими-либо профессиональными обязательствами или не является определенным должностным лицом или самим обвиняемым (подозреваемым)41.
Законный порядок получения показаний с учетом действия свидетельского иммунитета означает, что в отношении лица, давшего показания, не было применено принуждение в какой-либо форме.
Неважно, какие средства принуждения при этом использовались: физическая сила, обещание снисхождения (если это специально не оговорено в законе), заблуждение лица или незнание им (или правоприменителем) закона в части свидетельского иммунитета.Такой элемент допустимости как законный порядок получения доказательств (в частности показаний) имеет большое значение, так как, если самоизобличающие показания обвиняемый давал добровольно, без принуждения и после разъяснения ему права не свидетельствовать против себя, то в целом его показания будут обладать допустимостью, а, следовательно, и доказательственной силой.
Также отсутствие принуждения к даче показаний и добровольная дача показаний (после соответствующего разъяснения) придают доказательственную силу и показаниям близких родственников обвиняемого.
Неслучайно и то, что понятие допустимости определяется через законный источник и законный порядок получения доказательств.
Только
жесткое и полное законодательное закрепление видов доказательств, методов и приемов их получения, исчерпывающий перечень которых сегодня содержится в ч.2 ст.74 УПК РФ, может обеспечить эффективное достижение назначения уголовного судопроизводства (ст.
6 УПК РФ), с учетом всех требований уголовно-процессуального закона, с соблюдением всех прав участников 4 1 В дальнейшем, упоминая об обвиняемом, подразумеваем и подозреваемого, если нет специальных указаний.


[стр.,153]

уголовного судопроизводства.
Поэтому, рассматривая правила, регулирующие свидетельский иммунитет, как часть правил допустимости показаний, необходимо сделать
логичный вывод, о том, что обязательно их четкое и недвусмысленное законодательное закрепление, какового действующее российское уголовно-процессуальное законодательство в настоящее время в полной мере не содержит.
Свидетельский иммунитет в виде совокупности нормативно закрепленных правил один из институтов уголовно-процессуального права, который имеет довольно давнюю историю.
По времени существования он
превосходит такой общеизвестный и общераспространенный в мировой уголовно-процессуальной практике институт как участие в уголовном процессе защитника в качестве самостоятельного субъекта.
Как отмечала П.С.
Элькинд,
допуск в судебное разбирательство защитника в судопроизводстве Англии произошел около 1836 года, а в странах Европы только вместе с введением суда присяжных заседателей, то есть во второй половине девятнадцатого века.4 2 Тогда как свидетельский иммунитет в виде привилегии против самообвинения был известен английским судам общего права уже в конце шестнадцатого начале семнадцатою веков.41 Следует согласиться с Т.Н.
Москальковой, которая считает, что положения свидетельского иммунитета в уголовном процессе могут быть структурированы.44 Полагаем, в зависимости от субъекта, который имеет право на иммунитет, то сеть право отказаться от дачи показаний и при этом не нести ответственности за отказ от дачи показаний или за неуважение к суду, свидетельский иммунитет можно подразделить на несколько видов, В зависимости от субъекта также различают основания приобретения свидетельского иммунитета и его объем.
Таким образом, свидетель (его значимые в уголовном процессе свойства) является основным определяющим 42Элькинд П.С.
Право обвиняемого на защиту в советском уголовном процессе/
В сб.: Вопросы защиты лоуголовным делам.
Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.С.70.
4 3 Николайчик В.М.
США: «Билль о правах» и полицейское расследование.
M.J973.C.S5.
^Москапькова Т.Н.
Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования).
М.: Изд-во «Сиарк», 1996.
С.48.

[Back]