Проверяемый текст
Сидорова, Наталья Вячеславовна; Правовое регулирование показаний свидетеля в российском уголовном процессе: история, современное состояние (Диссертация 2004)
[стр. 116]

правильно определяя иммунитет как освобождение от обязанности, «определённые изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства»1 , относят к правилам, регламентирующим свидетельский иммунитет в уголовном процессе, и правила, регулирующие различные видытайн.
До вступления в законную силу УПК для определения круга субъектов, имеющих право на свидетельский иммунитет, необходимо было руководствоваться законодательными актами различных отраслей права.
Сейчас законодатель частично устранил эту проблему, однако окончательно проблему о субъектах свидетельского иммунитета не разрешил.
Рассмотрим это вопрос подробнее.
В первую очередь необходимо обратиться к
диспозиции ст.51 Конституции РФ, определяющей общий круг лиц, имеющих право на свидетельский иммунитет.
Согласно конституционным положениям отказаться от дачи свидетельских показаний имею право:
любое лицо, если показания, которые от него истребуют, содержат сведения, уличающие его в совершении преступления; • близкий родственник или супруг обвиняемого, если его показания касаются этого обвиняемого.
Круг близких родственников устанавливается не произвольно, а только федеральным законом.

В соответствии со ст.34 УПК РСФСР близкими родственниками считались родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки, а также супруг.
Аналогичные правила содержатся и в
п.4 ст.5 УПК.
На этом чёткие и недвусмысленные указания конституционной нормы исчерпываются, а ч.2 ст.51 Конституции РФ носит отсылочный характер, адресуя нас к федеральным законам, в которых могут быть указаны иные лица, обладающие свидетельским иммунитетом.
Уголовно-процессуальный закон, как и следовало, конкретизировал положения о праве и об обязанности отказываться от дачи свидетельских показаний (ст.56 УПК).
В этой связи необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие в
УПК РСФСР чёткой регламентации, правила о свидетельском иммунитете существовали и 116 1Агаев Ф А , Галуэо В Н Указ соч С 19
[стр. 159]

информацию, однако, не освобождается от дачи свидетельских показаний по уголовному делу, если обратное прямо не указано в законе (ч.2 ст.51 Конституции РФ, ст.
56 УПК РФ).
Поэтому и нельзя согласиться с мнением Ф.А.
Агаева и В.Н.
Галузо, которые, правильно определяя иммунитет как освобождение от обязанности, «определенные изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства»52, при этом относят к правилам, регулирующим свидетельский иммунитет в уголовном процессе правила, регулирующие различные виды тайн.
До I июля 2002 года (до вступления в законную силу УПК РФ) для определения круга субъектов, имеющих право на свидетельский иммунитет по действующему законодательству Российской Федерации, необходимо было обратиться к законодательным актам различных отраслей российского права.
Сегодня законодатель частично устранил эту проблему, однако окончательно вопрос о субъектах свидетельского иммунитета не решил.
Рассмотрим этот вопрос подробнее.
В первую очередь необходимо обратиться к
статье 51 Конституции РФ, которая содержит правила, определяющие наиболее общий круг лиц, имеющих право на свидетельский иммунитет.
Согласно конституционным положениям, отказаться от дачи свидетельских показаний имеют право:
во-первых, любое лицо, если показания, которые от него истребуют, содержат факты, уличающие его в совершении преступления; во-вторых, близкий родственник или супруг обвиняемого и подозреваемого, если его показания касаются соответственно обвиняемого или подозреваемого.
Круг близких родственников устанавливается не произвольно, а только федеральным законом.

Статья 34 УПК РСФСР к числу близких родственников относила родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, деда, бабку, внуков, а также супруга.
Аналогичные правила содержатся и в
ст.
5 УГ1К РФ.
52Агаев Ф.А., Галузо В.Н.
Указ.
соч.
С.
19.


[стр.,160]

На этом четкие недвусмысленные указания конституционной нормы исчерпываются, и ч,2 ст.51 Конституции РФ носит отсылочный характер.
Она отсылает нас к федеральным законам, в которых могут быть указаны иные лица, на которых раагространяется свидетельский иммунитет.
Новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, как и следовало ожидать, закрепил нормы о праве и об обязанности отказываться от дачи свидетельских показаний (нормы о свидетельском иммунитете ст.
56 УПК РФ).
В этой связи необходимо отметить, что несмотря на отсутствие в
прежнем Уюл овнопроцессуального кодекса РСФСР четкой регламентации, правила о свидетельском иммунитете существовали и применялись в современном российском уголовном судопроизводстве и до вступления в законную силу УПК РФ.
Так, на практике уже длительное время напрямую применяется чЛ ст.51 Конституции РФ, которая предусматривает иммунитет близких родственников и иммунитет от самоизобличения.
Также применяется и ч.2 ст.51 Конституции, которая носит отсылочный характер к федеральным законам, могущим содержать и иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Об этом свидетельствует практика общих судов и Верховного Суда Российской Федерации.
Например, в начале 1994 года, проверяя в кассационном порядке приговор но делу С.
Черникова, Кассационная палата Верховного Суда РФ согласилась с решением областного суда и признала законными действия председательствующего, исключившего из материалов уголовного дела показания жены подсудимого, которой не были разъяснены положения ст.
51 Конституции РФ.53 Заслугой УПК РФ следует считать то, что впервые в российском уголовно-процессуальном законодательстве дается определение свидетельского иммунитета как права не давать показания против себя и своих близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных уголовнопроцессуальным законом (п.40 ст.5 УПК РФ).
Однако необходимо отметить, что в указанной статье не учитываются та двойственность по поводу субъектов 53Определение кассационной палаты ВС РФ от 2.03.1994г.
//ВВС РФ.
!994.,№ 5,

[Back]