Проверяемый текст
Сидорова, Наталья Вячеславовна; Правовое регулирование показаний свидетеля в российском уголовном процессе: история, современное состояние (Диссертация 2004)
[стр. 122]

5) дочь, сын по 5%уголовных дел; 6) фактов допроса в качестве свидетелей лиц, являвшихся усыновителями или усыновлёнными, не отмечено.
Это обстоятельство, на наш взгляд, может быть обусловлено тем, что сведения об усыновлении являются тайной, в общегражданских документах, удостоверяющих личность, не фиксируются; дети могут не знать тайну своего усыновления, а родители не считают необходимым об этом сообщать на допросе.
Необходимо также отметить, что в исследованный период близкие родственники крайне редко (отмечен только один случай) отказывались от дачи свидетельских показаний.
Чаще всего предметом показаний близких родственников по
уголовным делам служили сведения, характеризующие личность, а по делам несовершеннолетних также и сведения об условиях жизни обвиняемых.
В ходе настоящего исследования был проведён опрос следователей.
На вопрос «Как часто близкие родственники обвиняемого на допросе в качестве свидетелей дают заведомо ложные показания или уклоняются от ответов на вопросы следователей?» содержание ответов респондентов в значительной степени определялось стажем их работы в следственных органах.
Так,
сотрудники с опытом работы вданной должности более 3-х лет ответили, что лгут и увиливают на допросах около 50% свидетелей-близких родственников обвиняемого.
Следователи со стажем работы менее
3-х лет указали, что с ложью в показаниях свидетелей-близких родственников сталкиваются в подавляющем большинстве случаев.
Анализ практики
также показал, что: 1) близкие родственники или супруг обвиняемою привлекались в качестве свидетелей по 65% уголовных дел от общего количества изученных дел; 2) 50% от общего числа этих лиц утаивали информацию об известных им фактах, ссылались на своё неведение или откровенно говорили неправду, что вскрылось при последующем расследовании дела; 122
[стр. 172]

это может быть связано также с тем, что сведения об усыновлении являются тайной и в общегражданских документах, удостоверяющих личность, не упоминаются, дети могут не знать тайну своего усыновления, родители не считают нужным об этом упоминать па допросе и по делу «проходят» как обычные, родители по «крови».
Необходимо также отметить, что в данный период близкие родственники крайне редко (нам встретился только один случай) отказывались от дачи свидетельских показаний.
Чаще всего предметом показаний близких родственников по
изученным уголовным делам служили сведения, характеризующие личность, а по делам несовершеннолетних также и сведения об условиях жизни обвиняемых или подозреваемых.
Автором данной работы был проведен опрос следователей.
На вопрос: «Как часто, по вашему мнению, близкие родственники обвиняемого, допрошенные в качестве свидетелей, дают заведомо ложные показания, уклоняются от ответов па «неудобные» вопросы следователей?» следователи отвечали по-разному.
Причем их ответы зависели от стажа работы в следственных органах.
Так,
следователи со стажем работы в должности следователя более трех лет, ответили, что лгут и увиливают на допросах, как показывает им их опыт, около половины свидетелей близких родственников обвиняемого.
Следователи со стажем работы менее
трех лет, ответили, что с ложью в показаниях свиде[елей-близких родственников, по их мнению, они сталкиваются в подавляющем большинстве случаев.
Анализ практики
показал, что: 1) близкие родственники или супруг обвиняемого привлекались в качестве свидетелей в 65% уголовных дел от общего количества изученных дел; 2) 50% от общего числа этих лиц умалчивали об известных им фактах, ссылались на неведение или откровенно лгали, что и подтвердило дальнейшее расследование; при этом (что весьма показательно) 3) в 69 % от уголовных дел, по которым в качестве свидетелей допрашивались близкие родственники обвиняемого, от них требовались pceix> 172

[Back]