Проверяемый текст
Сидорова, Наталья Вячеславовна; Правовое регулирование показаний свидетеля в российском уголовном процессе: история, современное состояние (Диссертация 2004)
[стр. 126]

следовательно, и не налагая обязанности на указанных лиц говорить всю правду, законодатель освобождает их от возможности привлечения к уголовной ответственности и таким образом распространяет на них иммунитет.
Правдивые показания близкого родственника обвиняемого, данные им добровольно, обладают свойством допустимости и могут быть использованы судьей в качестве доказательств на основе его внутреннего убеждения1 .

В соответствии с уголовно-процессуальным правом Федеративной Республики Германии нельзя допросить в качестве свидетеля близкого родственника обвиняемого, т.е.
лицо, которому закон предоставляет право отказа от дачи свидетельских показаний, и оно этим правом
воспользовалось2.
При такой формулировке показания близкого родственника обвиняемого будут допустимыми только в случае, если он отказался от своего права на свидетельский иммунитет и даёт показания (в том числе и изобличительные).
Российским законодательством круг близких родственников определён в диспозиции п.4 ст.5 УПК.
Строго говоря, не все лица, перечисленные в данной норме, относятся к близким родственникам по крови; скорее, этот перечень содержит указания на близких людей и с точки зрения социальной, а не только биологической.
Так, к близким родственникам
законом отнесены супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки.
Как мы видим, имеется некоторая неточность в определении близких родственников: супруги связаны между собой отношениями не родства, а свойства.

Поэтому, на наш взгляд, правильнее называть данный вид свидетельского иммунитета не иммунитет близких родственников, а иммунитет «^низких родственников и супруга».
Думается, в данном случае конституционное положение
(ч.1 ст.51), разграничивающее родственников и супруга, более точно выражает смысл и содержание свидетельского иммунитета, и при конструировании 1Там же С 304 2 Филимонов Б А Утловный процесс ФРГ.
-М , 1974.
С 63; Ом же Основы теории доказательств в германском уголовном процессе Монография -М СПАРК, 1994 С 66, Гуценко К Ф , Головко Л В , Филимонов Б А Указ соч С 406,409 126
[стр. 176]

право отказаться от дачи показаний и не свидетельствовать против близкого родственника или супруга.
Но, освобождая от присяги, а, следовательно, и не налагая обязанности на близкого родственника, супруга обвиняемого говорить всю правду, законодатель освобождает его от возможного привлечения к уголовной ответственности и таким образом распространяет на пего иммунитет.
Правдивые показания близкого родственника обвиняемого, данные им добровольно, обладают свойством допустимости и могут быть использованы судьей в качестве доказательств на основе его внутреннего убеждения.*
7* Характерным для всех государств континентальной Европы способом7 4 сформулированы правила о свидетельском иммунитете близких родственников и супруга в уголовно-процессуальном праве Федеративной Республики Германии.
Согласно данным правилам, нельзя допросить в качестве свидетеля близкого родственника обвиняемого, то есть лицо, которому закон предоставляет право отказа от дачи свидетельских показаний, и оно этим правом воспользовалось.0.
При таком формулировании правил о свидетельском иммунитете этого вида, допустимостью показания свидетеля близкого родственника обвиняемого будут обладать только в случае, если свидетель отказывается (отказался) от своего права на свидетельский иммунитет и дает показания (в том числе и изобличительные).
В УПК РСФСР от 1960 года специальной нормы о свидетельском иммунитете близких родственников обвиняемого не содержалось, «родственный» свидетельский иммунитет был закреплен только непосредственно в ст.51 Конституции РФ, которая была принята в 1993 году.
.
Норма, содержащаяся в ч.1 ст.
51 Конституции РФ являлась и является 7 3Таи же.
7* См.
об этом: Молдова» В.В.
Обеспечение обвиняемому нрава на защиту' уголовном процессе зарубежных социалистических стран/В сб.: Актуальные проблемы охраны прав личности в советском уголовном судопроизводстве.
Свердловск,1989.С.137; Уголовный процесс в европейских социалистических государствах.
M.J978.C.I24; Зайцев О.А.
Государственная защита участников уголовного процесса.
М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
С.136 и др 'Филимонов Б.А.
Уголовный процесс ФРГ.
М.,1974.
С.63; он же: Основы теории доказательств в германском уголовном процессе.
Монография.
М.:
Фирма «СПАРК», 1994, С.
66; Гуценко К.Ф., Головко Л.В, Филимонов Б.А.
Указ соч.
С.406,
409.
176

[стр.,177]

конституционной нормой прямого действия.
На основе анализа конституционной нормы о свидетельском иммунитете близких родственников и супруга, а также правил, закрепленных в ч.
4 ст.
56 УПК РФ можно сделать вывод, что российский законодатель пошел по пути ст>сударств континентальной Европы и взял за основу «континентальную модель» свидетельского иммунитета близких родственников и супруга обвиняемого и подозреваемого.
Субъект свидетельского шдмунитета близких родственников обвиняемого имеет право отказаться от дачи показаний относительно другого лица, связанного с субъектом иммунитета близкими родственными связями или супружескими отношениями.
Круг лиц.
признаваемых в данном случае близкими родственниками, должен определяться законом, поскольку речь идет об уголовном судопроизводстве, целесообразно, чтобы перечень близких родственников был определен Уголовнейпроцессуальным кодексом.
Российское уголовно-процессуальное законодательство определяет круг близких родственников в п.
4 ст.
5 УПК РФ.
До вступления в силу УПК РФ года аналогичная норма содержалась в п.9 ст.
34 УПК РСФСР от 1960 года.
Строго говоря, не все лица, перечисляемые в данной статье, относятся к близким родственникам по крови, скорее, этот перечень содержит указания на близких людей и с точки зрения социальной, а не только биологической.
Так, к близким родственникам,
как их определяем процессуальный закон, относятся: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабугика, внуки.
Как мы видим, имеется некоторая неточность в определении близких родственников: супруги связаны между собой отношениями не родства, а свойства.

Бот почему правильнее называть данный вид свидетельского иммунитета не иммунитет близких родственников, а иммунитет «близких родственников и супруга».
Думается, в данном случае конституционное положение
(чЛ ст.
51 Конституции РФ), а оно разделяет родственников и супруга, более точно выражает смысл и содержание свидетельского иммунитета, и при конструировании соответствующих норм в 177

[Back]