Проверяемый текст
Сидорова, Наталья Вячеславовна; Правовое регулирование показаний свидетеля в российском уголовном процессе: история, современное состояние (Диссертация 2004)
[стр. 13]

крестное целование и поличное» 1.
К.Ф.
Гуценко указывал: «Система доказательств, сложившаяся под большим влиянием широко распространённых в те времена суеверий, предрассудков и религиозных воззрений, включала в себя клятвы, поединки и различного рода испытания...»2.
Современные историки приводят следующее толкование терминов «видок» и «послух».
«Видок
это свидетель, очевидец, возможно, драки, а возможно, и доброй жизни истца»3.
«Послух свидетель преступления, а также доброй славы обвиняемого,
очевидец»4.
Аналогичное толкование послуха как свидетеля содержится в работе В.О.

Ключевского5.
Не делает различий между терминами «видок» и «послух» Б.Б.
Кафенгауз6.
Однако
М.А.
Чельцов-Бебутов отмечал: «В литературе нет общего мнения по вопросу о значении этих терминов.
Одни исследователи полагают,
что «видок» очевидец совершившегося факта, «послух» человек, свидетельствующий по слуху.
Более обоснованным кажется взгляд, по которому видок есть простой свидетель, а послух пособник, на которого послался истец или
ответчик»7.
По нашему мнению, с данным утверждением нельзя согласиться по следующим основаниям.
В.И.
Даль возводит этимологию термина «видок» к глаголу «видеть».

Он пишет: «Видец, видитель или видок притомный, бытчик или самовидец, очевидец, свидетель»8.
Относительно термина «послух» В.И.
Даль указывал: «Послух 13 1Фойницкий И Я.
Курс уголовного судопроизводства 1.1.
СПб.
Изд-во «Альфа», 1996 С 32.
2Уголовный процесс Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Иод ред К Ф.
Гуценко Издание 5 е переработанное и дополненное
~ M .2 0 0 4 .C 2 5 • ’ Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век 1917 ю д) С 338 4Там же.
С.
359.
5 Ключевский В О.
Указ соч С 217.
6 Русская Правда Краткая редакция Текст но академическому списку.
Перевод В В Кафснгауза II Хрестоматия по истории государства и права России/Составитель 10 П Титов -М .2 0 0 2 С 4 ,7 .
7Чельцов-Ьебутов М А.
Указ соч.
С.
641; См об этом такжеСмирнов
А В.
Модели уголовною процесса СПб Наука, ООО «Издательство Альфа», 2000 С 189, Рустамов X У.
Уголовный процесс.
Формы Учебное пособие для вузов М : Закон и право, ЮНИТИ, 1998 С 44
8 Даль В И Толковый словарь русского языка Современная версия М , 2003.
С 123
[стр. 17]

российские авторы отмечают значение Русской Правды, в первую очередь, как средства укрепления влияния церкви.1 Зарубежные исследователи также отмечают эпохальную значимость данного документа.
Так, Р.
Давид и К.
Жоффре Спинози пишут: «Русские обычаи киевской земли были записаны в первой половине XI века; сборник, содержащий многочисленные варианты обычаев X1-X1V веков, называется Русская Правда.
Записанные по-слапянски, эти обычаи более или менее детально описывают общество, более развитое, чем общество германских или скандинавских племен в эпоху составления «варварских» законов.
Писаное право носит территориальный, а не племенной характер, и положения его по многим вопросам свидетельствуют о наличии феодального строя».1 8 Рассматривая вопрос о доказательствах в указанный период, И.Я.
Фойницкий отмечал: «Доказательства носили характер формальных подтверждений основательности предъявленного суду требования, в ряду их стояли признание, послухи, поле (судебный поединок), крестное целование и поличное».1 9 К.Ф.
Гуценко пишет: «Система доказательств, сложившаяся под большим влиянием широко распространенных в те времена суеверий, предрассудков и религиозных воззрений, включала в себя клятвы, поединки и различного рода испытания..,».20 М.А.
Чельцов-Бебутов также особо отмечал, что в Русской правде имеются все типичные для обвинительного процесса строго формальные доказательства, которые проникнуты религиозной идеологией.
Даже при регламентации таких доказательств как свидетельские показания ' 'Ключевский В.О.
Русская история.
Полный курс лекций в трех книгах.
Кн.
I.
М.: Мысль, 1993.
С.
180-197; Давил Р„ Жоффре Спинози К.
Основные правовые системы современности.
М„ 2003.
^ С.
115.; Тарасевич И.А.
Проблемы рецепции канонического уголовно-процессуального права Византии в древнерусских законодательных памятниках И Ученые записки: Сборник научных трудов Института государства и права.
Выл.
6.
Тюмень: Изд-во ТюмГУ.
2003.
C.129.
1 8Давид Р., Жоффре Спинози К.
Основные правовые системы современности.
М., 2003.
С.
115-116.
1 9Фойницкий И.Я.
Курс уголовного судопроизводства.
Т.1, СПб: Изд-во «Альфа», 1996.
С.32.
^Гуценко К.Ф.
Формы уголовною процесса// Уголовный процесс.
Учебник для студентов юридических вузов и факультетов.

Под ред.
К.Ф.
Гуценко.
Издание 5-е переработанное и дополненное.

М, 2004.
С.25.
17

[стр.,18]

(использование послухов и видоков) проявляются, по мнению ЧельцоваБебутова, формализм и религиозная окраска.2 1 В Краткой редакции Русской Правды» согласно академическому ее списку, указание на послухов и видоков встречается в нескольких статьях.
Так, ст.
2 Русской Правды гласит: «Или будсть кровав или синь надъражен, го нс искати ему видока человеку тому; аще не будеть на нем знамениа никотораго же, то ли приидеть видок; аще ли тому не можсть, ту тому копець...».
Далее пидоки упоминаются в ст.
10 Краткой редакции Русской Правды: «Аще ли ринеть мужа любо от себе любо к собе, 3 гриппе, а видока два выведеть; или будеть варяг или колбяг, то на роту».3 2 Помимо видоков, в Краткой редакции Русской правды упоминаются также и иной вид свидетеля послух.
В ст.
30 Краткой редакции Русской правды говорится: «Аще приидеть кровав муж любо синь, то не искати ему послуха».2 -' В Пространной редакции Русской правды свидетельские показания в виде «послушества» или «видочества» упоминаются чаще: в статьях 21, 29, 31,37, 39,47,48.52,77.
85.2 4 Современные историки приводят следующее толкование терминов «видок» и «послух».
«Видок
свидетель, очевидец, возможно, драки, а возможно, и доброй жизни истца».25 «Послух свидетель преступления, а также доброй славы обвиняемого, очевидец»,26 Аналогичное толкование послуха как свидетеля содержится в работе В.О.
Ключевского.2 Не делает различий между терминами «видок» и «послух» Б.Б.
Кафенгауз.
Однако
еще М.А.
Чельцов-Бебутов отмечал: «В литературе нет общего мнения по вопросу о значении этих терминов.
Одни исследователи полагают,
2 1Чсльцов-Бебугов М.А.
Указ соч.
С.641.
2 2Российское законодательство Х-ХХ веков.
Том I.Законодательство Древней Руси.
М., 1984.
С.47.
ь Российское законодательство Х-ХХ веков.
Том I.
Законодательство Древней Руси.
М„ 1984.
С.48.
2 *Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век 1917 год) Составитель В.А.
Томсннов.
М., 2000.
С.
10-18.
2 5Копланская Н.Ю.
Словарь терминов // Хрссто.ч*атия по истории отечественного государства и права (X век 1917 год) /Составитель В.А.
Томсинов.
М ->2000.
С.338.
i6Копланская Н.Ю.
Укал соч.
С.359.
27Ключевский R.O.
Русская история.
Полный курс лекций в грех книгах.
Кн.
1.
М., 1993.
С.217, ^Русская Правда.
Краткая редакция.
Текст по академическому списку-.
Перевод Б.Б.
Кафснгауза.
// Хрестоматия по истории государства и права России.
/ Составитель
Ю.П.
Титов.
М., 2002.
С.4.7.


[стр.,19]

что «видок» очевидец совершившегося факта» «послух» человек, свидетельствующий по слуху.
Более обоснованным кажется взгляд, по которому видок есть простой свидетель, а послух пособник, на которого послался истец или
ответчик».2у.
Думается, с данным утверждением можно не согласиться.
В.И.
Даль возводит этимологию термина «видок» к глаголу «видеть».

В своем Словаре живого великорусского языка он пишет; «Видец, видигель или видок притомный, бытчик или самовидец, очевидец, свидетель».2 9 30* 3 2Относительно термина «послух» В.И.
Даль указывай: «Послух свидетель, показатель перед судом».3J Близок к В.И.
Далю в толковании понятий («видок» очевидец и «послух» свидетель), В.Н.
Сторожев/2 Более того, даже М.А.
Чельцов Бебутов несколько противоречил сам себе и тексту Русской Правды.
Как мы проследим в нашей работе в дальнейшем» содержание понятия «послух» постепенно изменяется.
Послух первоначально действительно играл роль некоего поручителя, но при этом ни в коем случае не соучастника (ни Краткая редакция Русской Правды и ее Пространная редакция не позволяют согласиться с тем, что послухи играли роль пособников (соучастников преступления)), а «свидетеля доброй жизни», «непорочности обвиняемого».
Фактически об этом говорил и сам М.А.
Чельцов-Бебутов, когда отмечал, что послух должен подтвердить сведения, которые предоставил обвиняемый; «Закон прямо требует определенного числа послухов в различного рода делах: в делах об убийстве семь (ст.
18 Пространной Правды), в делах о личных оскорблениях два (ст.
31 Пространной Правды).
Послух был обязан явиться в суд, неявка его влекла проигрыш тяжбы стороной, сделавшей на него ссылку.
Он должен был полностью подтвердить на суде все, заявленное стороной, которую поддерживает: «слово противу слова», говорит ст.
29 Пространной Правды.
Как видно из позднейшего 2 9 Чельцов Небутов МЛ.
Указ соч.
С.641;См, об этом также: Смирнов
Л.В.
Модели уголовного процесса.
СПб.: «Наука».
ООО «Издательство Альфа», 2000.
С.А89;
Рустамов Х.У.
Уголовный процесс.
Формы: Учебное пособие для вузов.
М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.
С.44.

и >В.И.
Даль Толковый словарь русского языка.
Современная версия.
М..
2003.
С.
123.

,l Даль В.И.
Указ.
соч.
С.512.
32 Русская Правда.
Пространная редакция.
Текст по Троицкому списку.
Перевод В.Н.
Сторожева // Хрестоматия по истории государства и права России.
/ Составитель
Ю.П.
Титов.
М.
2002.
С.
11-12.

[Back]