Проверяемый текст
Сидорова, Наталья Вячеславовна; Правовое регулирование показаний свидетеля в российском уголовном процессе: история, современное состояние (Диссертация 2004)
[стр. 135]

обусловлены их профессиональной деятельностью и (или) процессуальным статусом.
Согласно действующему УПК (ч.З ст.56) круг лиц, наделённых свидетельским иммунитетом в связи со своей профессиональной деятельностью, расширен по сравнению с УПК РСФСР.
В частности, об обстоятельствах, ставших известными в связи с исполнением своих обязанностей, не могут быть допрошены судьи, присяжные заседатели, адвокаты, защитники, священнослужители, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы.
Аналогичными правами согласно ч.2 ст.З УПК наделены лица, обладающие дипломатической неприкосновенностью: допрос в качестве свидетеля возможен только с их согласия или по их просьбе.
Инициатива применения свидетельского иммунитета в данном случае принадлежит лицу, имеющему право на
такую неприкосновенность.
Для получения согласия указанных лиц законодателем установлена особая процедура: направление соответствующего запроса через Министерство иностранных дел РФ с соблюдением порядка, предусмотренного ч.З ст.453 и ст.454 УПК1.
Необходимо указать, что перечень лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, в УПК отсутствует.
В этой связи учёныепроцессуалисты обоснованно отмечают несовпадение терминологии в российском уголовно-процессуальном законе и международных договорах2.
В
последних обычно употребляются термины «дипломатические иммунитеты» и «привилегии».
Относительно возможности осуществлять (с согласия или по просьбе) процессуальные действия «уголовнопроцессуальное понятие дипломатической неприкосновенности соответствует
современному смыслу дипломатического иммунитета» \ 135 'С м Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Огв Ред Д Н К о ш , Е Б М изулина.-М : Юрисгь, 2002 С 72 1 С м , наир Агаев Ф А , Галузо B H Указ соч С 8-10, Бастыркин А И Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного нрава Л , 986 С.94.
А о св Ф А , Галузо В Н.
Указ соч С8-9.
[стр. 188]

обвиняемого, надлежащим образом предупрежденного об его праве отказаться от дачи показаний.
3.2.2, Освобождение от обязанности давать показания в связи с особым процессуальным или профессиональным статусом.
Наряду со свидетельским иммунитетом близких родственников и супруга обвиняемого и привилешей против самообвинения, ст.
51 Конституции РФ предусматривает существование еще одного вида свидетельского иммунитета.
В частности, ч,2 CT.5J Конституции РФ гласит: «Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания» Таким образом, конституционная норма отсылает нас к федеральному (отраслевому) законодательству, содержащему нормы, регламентирующие процессуальные отношения.
Законодательно закрепленные правила, регламентирующие профессиональный свидегельский иммунитет, определяют недопустимость истребования свидетельских показаний от некоторых категорий лиц, обладающих определенными в законе признаками, которые связаны с их профессиональной деятельностью и (или) процессуальным статусом в уголовном процессе.
Согласно действующему УПК РФ круг лиц, наделенных свидетельским иммунитетом в связи с профессиональной деятелыгостью, расширен по сравнению с ранее действовавшим УПК РСФСР, В соответствии с требованиями ч.З ст.
56 УПК РФ об обстоятельствах, ставших известными в связи с исполнением своих обязанностей, не могут быть допрошены: судьи, присяжные заседатели, адвокаты, защитники, священнослужители, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы.
Согласно ч.2 ст.
3 УПК РФ правом отказаться от дачи показаний наделены лица, обладающие правом дипломатической неприкосновенности.
Правила о свидетельском иммунитете, которым наделяются лица, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, сегодня установлено в ч.2 ст.
3 УПК РФ.
Инициатива применения свидетельского иммунитета в данном случае принадлежит лицу, имеющему право на
дипломатическую неприкосновенность: допросить его в качестве свидетеля по уголовному делу

[стр.,189]

можно только с его согласия или по его просьбе.
Для получения согласия указанных лиц УПК РФ устанавливает особую процедуру: оно запрашивается через Министерство иностранных дел РФ с соблюдением порядка направления запроса, предусмотренного ч.З ст.
453 и ст.
454 УПК РФ.97 Перечня лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, уголовнопроцессуальный закон не содержит.
В этой связи, ученые процессуалисты отмечают несовпадение терминологии в российском уголовно-процессуальном законе и международных договорах.
В
международных договорах, обязательных для Российской Федерации, обычно употребляются термины «дипломатические иммунитеты и привилегии».99 Относительно возможности осуществлять (с согласия или по просьбе) процессуальные действия «уголовнопроцессуальное понятие дипломатической неприкосновенности соответствует кю современному смыслу дипломатического иммунитета».
Дипломатический и консульский иммунитет представляют собой совокупность прав и привилегий, предоставляемых актами международного и национазьного права, а также международными договорами и соглашениями сотрудничающих государств иностранным представительствам и консульским учреждениям, их главам, сотрудникам и некоторым другим лицам.10’ Подробный анализ круга лиц, наделенных дипломатическим иммунитетом, и, в связи с этим, обладающих особыми правами и привилегиями в уголовном процессе (в частности, они освобождены от обязанности давать свидетельские показания), предложен в монографии Ф.А.
Агаева и В.Н.
Галузо.
Круг лиц, пользующихся иммунитетом на основе норм международного права, в общем* 4 9 ^Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ/Отв.
Ред.
Д.Н.
Козак, Е.Б.
Мизулина.
М.: Юристь, 2002.
С.
72.
^Агаев Ф.А..
Галузо В.Н.
Иммунитеты в Российском уголовном процессе.
Монография.
М : ТЕИС, 1998.
С.8-10; Бастрыкин А.И.
Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного
права.
J1., 1986.
С.94.
49Агаев Ф.А., Галузо В.Н.
Указ соч.
С.
9.
МАгаев Ф.А., Галузо В.Н.
Указ соч.
С.
8.
1 0 1 Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации./ под общ.
род.
В.П.
Верина, В.В.
Мозякова.
М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
С.26.
189

[Back]