Проверяемый текст
Сидорова, Наталья Вячеславовна; Правовое регулирование показаний свидетеля в российском уголовном процессе: история, современное состояние (Диссертация 2004)
[стр. 138]

В действующем российском УПК определён круг обстоятельств, относительно которых защитник не может быть допрошен и не может давать свидетельские показания.
Это сведения, которые стали известны лицу в связи с выполнением обязанностей по защите: обстоятельства, связанные с
её оказанием.
К таким обстоятельствам обычно относят: сведения о преступлении, его участниках, последствиях; данные о личной жизни, сообщаемые защитнику обвиняемым, сведения, содержащиеся в адвокатских досье, переписке1.

Исходя из буквального толкование п.2 ч.З ст.56 УПК российский законодатель различает свидетельский иммунитет адвоката и защитника, что следует признать совершенно верным.
В качестве защитника обвиняемого по уголовному делу помимо адвокатов по определению
суда могут быть допущены иные лица, о которых ходатайствует обвиняемый (ч.2 ст.49 УПК).
Пункты 1, 3 ч.2 ст.72 УПК РСФСР I960 г.
устанавливали, а п.2 ч.З ст.56 УПК устанавливает абсолютный запрет на использование в качестве доказательства сведений, полученных адвокатами при исполнении ими обязанностей защитников обвиняемых, подозреваемых и представителей потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков.
Таким образом, круг лиц, который не может быть допрошен в качестве свидетеля, достаточно
чётко определялся уголовно процессуальным законом.
Однако
решение Конституционного Суда РФ расширил данный перечень лиц, причём, на наш взгляд, весьма неопределённо.
Так в определении Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г.

отмечено: «Нормы, содержащиеся в п.1 ч.2 ст.72 и ст.72 и ст.ст.15 и 16 Положения об адвокатуре РСФСР, в их конституционно-правовом смысле предполагают обеспечение конфиденциальности информации, которая получена адвокатом независимо от времени и обстоятельств ее получения в процессе профессиональной деятельности в рамках отношений с клиентом по оказанию ему квалифицированной юридической помощи и которая, 138 1См • Истина И только истина1/ Под ред Ю И Стецовского М , 1990 С 341.
[стр. 192]

H.
Н.
Полянского, по правилам, существующим в Англии, недопустимость свидетельских показаний защитника носит относительный характер.
Если будет получено «ясно выраженное согласие клиента», то защитник-адвокат может быть допущен «к раскрытию каких-либо сообщений, сделанных ему...
клиентом».110 Аналогичное правило содержится в немецком уголовнопроцессуальном законе.
Так Габриэле Розэ отмечает: «Защитник может выступать свидетелем в деле, по которому он ведет защиту.
Исключение защитника в таком случае невозможно..
1 1 1 В действующем российском уголовно-процессуальном законе определен круг обстоятельств, относительно которых защитник не может быть допрошен и не может давать свидетельские показания.
Это сведения, которые стали известны лицу' в связи с выполнением обязанностей по защите: обстоятельства, связанные с
обращением за юридической помощью или обстоятельства, связанные с ее оказанием, К таким обстоятельствам обычно относят; сведения о преступлении, его участниках, последствиях; данные о личной жизни, сообщаемые защитнику обвиняемым, сведения, содержащиеся в адвокатских досье, переписке.1 1 2 Исходя из буквального толкования л.2 ч.
3 ст.
56 УПК РФ российский законодатель различает свидетельский иммунитет адвоката и защитника, что следует признать совершенно верным.
В качестве защитника обвиняемого по уголовному делу помимо адвокатов по определению
или постановлению суда могут быть допущены иные лица, о которых ходатайствует обвиняемый (ч.2 ст.49 УПК РФ).
Однако совершенно непонятно разграничение субъектов данного подвида свидетельского иммунитета, появившееся после внесения в п.2 ч.З ст, 56 УПК РФ изменений от 4,06.2003 г.ш Так, п.2 ч.З ст.
56 УПК РФ предусматривает, что не подлежат допросу в качестве свидетелей «адвокат, защитник обвиняемого, подозреваемого об обстоятельствах, ставших ему I, 0Полянский А.II.
Указ.соч.
С.
268.
,и Розэ Г.
Введение в немецкое уголobiю-процессуальчое право.
Учебное пособие/ Научный перевод.
А.Килнна.
Ю.
Степанова.
Красноярск: Красноярский iосударстаенный университет.
2001.
С, 119.
ш Истина.
Итолько истина! / Под род.
К).
И.
Слоновекото.
C.34I.
1,3Федеральный закон от 4.06.2003 г.
№ 92-ФЗ.
192

[стр.,193]

известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием».
В то же время п.
3 ч.З ст.
56 УПК РФ указывает, что не может быть допрошен в качестве свидетеля «адвокат об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи».
Представляется, что в данном случае происходит ни что иное, как дублирование нормы.
Лексическое и грамматическое толкование п.2 ч.З ст.
56 УПК РФ позволяет сделать вывод, что любой адвокат вне зависимости от того, кому и какую юридическую помощь он оказывает, не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах сс оказания.
Пункты L, 3 части 2 статьи 72 УПК РСФСР i960 года устанавливали, а п.2 ч.З ст.
56 УПК РФ устанавливает абсолютный запрет на использование в качестве доказательства сведений, полученных адвокатами при исполнении ими обязанностей защитников обвиняемых, подозреваемых и представителей потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков.
Таким образом, круг лиц, который не может быть допрошен в качестве свидетеля, достаточно
жестко определялся уголовно-процессуальным законом.
Однако
решения Конституционного Суда РФ расширили данный круг, причем, с нашей точки зрения, весьма неопределенно.
Так в Определении Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 года
отмечается: «...нормы, содержащиеся в пункте 1 части второй статьи 72 и статьях i5 и )6 Положения об адвокатуре РСФСР, в их конституционно-правовом смысле предполагают обеспечение конфиденциальности информации, которая получена адвокатом независимо от времени и обстоятельств ее получения в процессе профессиональной деятельности в рамках отношений с клиентом по оказанию ему квалифицированной юридической помощи и которая, следовательно, не подлежит разглашению и потому не может быть предметом свидетельских показаний».1 1 4 ,й Определение Конституционного Суда РФ по жалобе гр.
Паршуткина В.В.
на нарушение его конституционных прав и свобод п.1 ч.2 ст.
72 УПК РСФСР и ст.
ст.
15 и 16 Положения об адвокатуре РСФСР
от 6 июля 2000 г.
И Российская газета.
2000 год, 3 августа.

[Back]