Проверяемый текст
Сидорова, Наталья Вячеславовна; Правовое регулирование показаний свидетеля в российском уголовном процессе: история, современное состояние (Диссертация 2004)
[стр. 170]

иммунитет).
Реализация свидетельского иммунитета отвечает не только целям субъектов этого иммунитета, но и служит гарантом установления истины по делу с использованием только допустимых доказательств, обеспечивает соблюдение личных прав и свобод граждан,
закреплённых вКонституции РФ, атакже способствует реализации назначения уголовного судопроизводства.
Свидетельский иммунитет в зависимости от субъекта, обладающего соответствующим правом; оснований приобретения иммунитета и его объёма подразделяется на следующие виды.
1.
Свидетельский иммунитет близких родственников и супруга.

Перечень этих лиц должен определяться законом и расширительному толкованию не подлежит.
Однако он нуждается в дополнении: к числу близких родственников необходимо отнести бывших супругов.
2.
Профессиональный свидетельский иммунитет.
К числу субъектов, обладающих таким иммунитетом, необходимо причислить Уполномоченного по правам человека в РФ; депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ; лиц, внедрённых в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лиц, оказывающих или оказавших им содействие на конфиденциальной основе.
Кроме того, целесообразно изменить модель свидетельского иммунитета, предоставляемого адвокатам, в сторону смягчения запрета использования их показаний в качестве доказательств по уголовному делу, если эти показания представлены с согласия или по инициативе его доверителя.
В целях реализации данного предложения целесообразно дополнить диспозицию ст.56 УПК следующим положением: «Допрос в качестве свидетеля адвоката об обстоятельствах, которые стали ему известными в связи с оказанием юридической помощи, допускается с согласия самого адвоката и лица, которому данная помощь быча оказана, в случаях, необходимых для реабилитации гражданина, а 170
[стр. 170]

являться по вызову следователя, прокурора, дознавателя и суда во всех случаях, обязаны рассказать все известное им по делу.
Единственным основанием, освобождающим граждан от обязанности свидетельствовать по уголовному делу, являются правила, закрепленные в ст.
51 Конституции РФ и конкретизированные в УПК РФ.
Возможность использования показаний свидетеля в первую очередь определяется нормами, регулирующими допустимость носителя доказательственной информации, то есть свидетеля.
Важнейшим обстоятельством, характеризующим личность свидетеля, а, следовательно, допустимость свидетельских показаний является наличие освобождения от обязанности давать показания по уголовному делу.
Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (свидетельский иммунитет), распространяется на широкий круг субъектов, перечень которых на настоящий момент остается открытым и постепенно дополняется законодателем.
Подобная практика не противоречит нормам Конституции РФ, устанавливающим общие правила свидетельского иммунитет, хотя создает ряд трудностей в его применении.
Реализация свидетельского иммунитета отвечает не только целям субъектов этого иммунитета, но и служит гарантом установления истины по делу с использованием только допустимых доказательств, обеспечивает соблюдение личных прав и свобод граждан,
закрепленных в Конституции РФ, а также способствует достижению иных задач уголовного судопроизводства.
3.2.
Правовое регулирование видов освобождения свидетеля от обязанности давать показания по действующему уголовнопроцессуальному законодательству.
3.2.1.Свидетельский иммунитет близких родственников и супруго.
Свидетельский иммунитет близких родственников и супруга
означает право свидетеля отказаться от дачи свидетельских показаний, если они, по его мнению, могут быть использованы в доказывании вины подозреваемого и 170

[стр.,197]

случаях, только с согласия или по инициативе подзащитного (представляемого), с согласия или по инициативе самого адвоката.
Безусловно, показания адвоката должны быть проверены и оценены по общим правилам уголовно-процессуального законодательства и не могут быть положены в основу обвинения его клиента.
Данное предложение не противоречит конституционным положениям (ст.
ст.
48, 51, 123 Конституции РФ), что подтверждается в Определении Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2004 года по жалобе гражданина Цицкишвили Г.В.И Х Опрос показал, что часть адвокатов готова отказаться от реализации свидетельского иммунитета в его «абсолютной» форме.
В частности, 10 % опрошенных адвокатов согласились бы давать показания в суде о следственных действиях, произведенных с их участием.
Подводя итог вышесказанному,119 хотелось бы сделать, возможно, небесспорное, предложение.
А именно, внести в статью 56 УПК РФ следующее положение: «Допрос в качестве свидетеля адвоката об обстоятельствах, которые стали ему известными в связи с оказанием юридической помощи, допускается с согласия самого адвоката и лица, которому данная помощь была оказана в случаях необходимых для реабилитации гражданина, а также в иных случаях для защиты интересов доверителя.
Данные показания адвоката не могут быть положены в основу обвинения лица, которому адвокат оказывал помощь».
Существует проблема определения круга лиц, на которых распространяется свидетельский иммунитет адвокатов.
В соответствии с ч.1 ст.
2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Свидетельский иммунитет адвоката 1 ^Определение Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2004 года по жалобе гражданина Цицкишвили Г.В.на нарушение его конституционных прав пунктом 2 масти третьей статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ// Российская газета.
2003 под, 27 мая.
т Вне рамок данной работы остался вопрос о допустимости показаний адвокатов об обстоятельствах, которые стали ему известны при оказании квалифицированной юридической помощи, если эти обстоятельства угрожают безопасности самого адвоката или его близких.
Иначе говоря, о случаях, когда жизненная ситуация вынуждает адвоката давать показания уже не в качестве свидетеля, а в качестве потерпевшего.
Думается, это тема для отдельного обстоятельного исследования.
197

[стр.,229]

2) Нормативный перечень субъектов, наделяемых в УПК РФ свидетельским иммунитетом по профессиональному признаку, следует уточнить: расширить за счет Уполномоченного по правам человека; депутатов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; лиц, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лиц, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе.
3) Следует распространить свидетельский иммунитет на исех судей и заседателей, а не только на судей и присяжных, участвующих в уголовном судопроизводстве.
Следует уточнить объем «судейского» свидетельского иммунитета: распространять его лишь на обстоятельства обсуждения судебного акта в совещательной комнате 4) Настало время изменений модели свидетельского иммунитета, предоставляемого адвокатам, в сторону смягчения доказательственного запрета.
5) Несмотря на существование целого ряда проблем, связанных с реализацией привилегии против самообвинения, ее закрепление в действующей Конституции РФ, Уголокно-процессуальном кодексе Российской Федерации, имеет огромное значение.
Данный вид свидетельского иммунитета позволяет решать важнейшие задачи уголовного судопроизводства, с соблюдением требований о полном, всестороннем и объективном исследовании обстоятельств уголовного дела, так как привилегия против самообвинения является действенным средством защиты в руках лица, подвергающегося уголовному преследованию.
Соблюдение правил о привилегии против самообвинения является обстоятельством, обеспечивающим допустимость всех видов показаний в уголовном процессе.
6) «Иммунитет по сделке» является одной из эффективных процессуальных мер по обеспечению обнаружения, пресечения преступлений и изобличения, а также осуждения лиц, виновных в совершении преступлений,

[Back]