Проверяемый текст
Сидорова, Наталья Вячеславовна; Правовое регулирование показаний свидетеля в российском уголовном процессе: история, современное состояние (Диссертация 2004)
[стр. 29]

предмет показания, что зависит от степени близости к событию, о котором он повествует, и от обстановки, в которой свидетель находился; 2) способность свидетеля понять и изложить им указанное; 3) желание или вернее хотение свидетеля сказать правду, что стоит в зависимости от его отношений к участвующим в процессе, его прежней деятельности и качеств.»1.
Таким образом, мы видим, что
С.И.
Викторский указал практически все элементы механизма формирования показаний свидетеля.
Они ни в коей степени (в понимании современной практики и теории уголовного процесса) не влияют на допустимость показаний, но всегда должны учитываться при их оценке как факторы, влияющие на достоверность доказательств, а также на полноту совокупности (достаточность) доказательств, собранных по делу.
С.И.
Викторский сформулировал
также правила оценки показаний свидетеля, которые представляют научную и практическую ценность и в настоящее время.
К ним относятся следующие положения.
1) Достоверность свидетельского показания не подлежит сомнению, если оно согласно с другими свидетельскими показаниями и прочими обстоятельствамидела; 2) В показаниях свидетелей нельзя усматривать противоречия, если разность их зависит от различного положения свидетелей относительно события, о коем они дают свои объяснения .
Вопросу регламентации и использования свидетельских показаний уделяли немалое внимание и другие
ученые-процессуалисты.
Так, рассматривая институт свидетельских показаний по УУС, JI.E.
Владимиров сформулировал двадцать пять правил (определений)
относительно использования свидетельских показаний вуголовном процессе.3 УУС установил несколько видов доказательственных запретов и ограничений относительно свидетельских показаний.
К
ним относились: 29 1 Викторский С И.
Указ соч С 306-307.
2Там же С 307.
5 См об этом подробнее Владимиров Л Н Учение об уголовных доказательствах.
Тула Автограф, 2000 С 342-397.
[стр. 54]

как «архаическая модель»142), формулировал именно условия (точнее механизм) формирования свидетельских показаний.
С.И.
Викторский указывал по этому поводу: «надо, чтобы были в наличности следующие три условия: 1) фактическая для свидетеля возможность знать предмет показания, что зависит от степени близости свидетеля к событию, о котором он повествует, и от обстановки, в которой свидетель находился ...
2) способность свидетеля понять и изложить им указанное...
3) желание или вернее хотение свидетеля сказать правду, что стоит в зависимости от
ею отношений к участвующим в процессе, его прежней деятельности и качеств...».143 Таким образом, мы видим, что Викторский указал практически все элементы механизма формирования показаний свидетеля.
Они ни в коей степени (в понимании современной практики и теории уголовного процесса) не влияют на допустимость показаний, но всегда должны учитываться при их оценке как факторы, влияющие на достоверность доказательств, а также на полноту совокупности (достаточность) доказательств, собранных по делу.
С.И.
Викторский сформулировал
правила оценки показаний свидетеля, которые представляют научную и практическую ценность и в настоящее время.
Вот эти правила: «1) достоверность свидетельского показания не подлежит сомнению, если оно согласно с другими свидетельскими показаниями и прочими обстоятельствами дела, 2)...
в показаниях свидетелей нельзя усматривать противоречия, если разность их зависит от различного положения свидетелей относительно события, о коем они дают свои объяснения».144 Вопросу регламентации и использования свидетельских показаний уделяли немалое внимание и другие
исследователи.
Рассматривая институт свидетельских показаний по
Уставу уголовного судопроизводства, Л.Е.
Владимиров сформулировал двадцать пять правил («определений)
1 4 2Орлов Ю.К.
Основы теории доказательств в уголовном процессе.
Научно-практическое пособие.
М., 2001.
С.35.
,4J Викторский С.И.
Указ соч.
С.306-307.
1 4 4Викторский С.И.
Указ.
соч.
С.
307.
54

[стр.,55]

относительно использования свидетельских показаний в пореформенном уголовном процессе девятнадцатого века, которые представляют немаловажный интерес и в наше время в связи с продолжающимся совершенствованием уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.145 Устав уголовного судопроизводства устанавливает несколько видов доказательственных запретов и ограничений относительно свидетельских показаний.
К
подобным запретам и ограничениям можно отнести: абсолютный запрет на истребование и предоставление свидетельских показаний (ст.
704 Устава); относительный запрет на принуждение к даче показаний, но не на их добровольное представление (ст.
704 Устава); сомнительные присяжные показания (показания, данные лицами с сомнительной с точки зрения закона и общества репутацией, или лицами, имеющими интерес в деле и т.п.
(ст.
707 Устава); бесприсяжные свидетельские показания (ст.
706 Устава), хотя «присяга вообще считается одной из гарантий, что свидетель, принявший ее, даст более осмотрительное и правдивое показание...Она составляет некоторую гарантию достоверности свидетеля...».146 К подобным показаниям относились с меньшим доверием, поэтому дачу показаний без принятия присяги можно считать своеобразным ограничением.
Рассмотрим подробнее эти ограничения и запреты.
Согласно ст.
704 Устава уголовного судопроизводства свидетелями по уголовному делу не могли быть; 1) безумные и сумасшедшие (как мы видим, законодатель делал различий между двумя этими категориями); 2) священнослужители в отношении к признанию, сделанному им на исповеди (аналогичный запрет существует и в действующем законодательстве); 145См.
об ггом подробнее: Владимиров Л.Е, Учение об уголовных доказательствах.
Тула: Автограф, 2000.
С .3 4 2 -397.

,4* Викторский С И .
Указ соч.
С.
310.
55

[Back]