Проверяемый текст
Сидорова, Наталья Вячеславовна; Правовое регулирование показаний свидетеля в российском уголовном процессе: история, современное состояние (Диссертация 2004)
[стр. 34]

Справедливости ради необходимо отметить, что по данному поводу имеется и иная точка зрения.
Так С.Г.
Ольков, рассматривая
институт уголовно-процессуальных правонарушений, предложил «возродить, естественно, с поправками, институт отвода свидетелей»1.
В 1917 г.
произошли коренные изменения российского государства и права.
Советские ученые
заключили: «Вместе со всем старым буржуазным государственным аппаратом и буржуазным правом был уничтожен, ликвидирован и старый дореволюционный буржуазный уголовный процесс»2.
Несколько иную оценку этого периода дают современные исследователи.
Они отмечают, что реформированию российского
уголовного процесса, длившемуся более пятидесяти лет, событиями 1917 г.
был положен конец*.

Участие свидетелей допускалось при производстве по уголовным делам в народных судах, революционных трибуналах, военных революционных трибуналах, но детальное регулирование показаний свидетеля практически исчезло из процессуального законодательства.
По этому поводу М.С.
Строгович отмечал: «Вопросы о свидетелях, подлежащих вызову в суд, решались самим революционным трибуналом в зависимости от ясности дела, от доказанности преступления и других подобных обстоятельств.
Трибуналу принадлежало право на судебном следствии прекратить допрос вызванных свидетелей, если обстоятельства дела были достаточно выяснены показаниями допрошенных
свидетелей»4.
Необходимо отметить, что в первые годы советской власти
в уголовнопроцессуальном праве сохранялись прямые указания на некоторые виды свидетельского иммунитета.
Так, право на отказ от самообвинения было закреплено в Положении о военных следователях от 30 сентября 1919 г.
и в
34 1 Ольков С Г.
Уголовно-лроцессуалькыс правонарушения в российском судопроизводстве Автореф дис к ю н -М , 1994 С 14; Он же Уюловно-процессуальпыс правонарушения в российском судопроизводстве и общая теория социального поведения Тюмень НИ и РИО Тюменской высшей школы МВД РФ, 1993.
2 С трою внчМ С Курс советскою уголовного процесса T.I С 103.
’ С м , наир: Уголовный процесс Учебник/ Под ред К Ф Гуценко С 45 АСтрогович M С.
Указ соч С 108-113
[стр. 63]

законодательство не содержит подобных правил.
Оно исходит из того, что фигура свидетеля по уголовному делу является незаменимой, и в случае недостоверности или недопустимости показаний отводится не участник уголовного судопроизводства, а результаты его участия в деле, то есть его показания (они могут исключаться как недопустимые, недостоверные или неотносимые к уголовному делу).
Хотя но данному поводу имеется и иная точка зрения.
Так С.Г.
Ольков, рассматривая
феномен уголовнопроцессуальных правонарушений в исторической ретроспективе, предлагает «возродить, естественно, с поправками, институт отвода свидетелей».1 6 6 1*4.
Регламентация показаний свидетелей согласно советскому уголовно-процессуальному законодательству.
В 1917 году произошли коренные изменения российского государства и права.
Советские ученые
так оценивали этот период: «Вместе со всем старым буржуазным государственным аппаратом и буржуазным правом был уничтожен, ликвидирован и старый дореволюционный буржуазный суд и буржуазный уголовный процесс».
1 6 7 Несколько иную оценку этого периода дают современные исследователи.
Они отмечают, что реформированию российского
уголовною процесса, длившемуся более пятидесяти лет, событиями 1917 года был положен конец.
К.Ф.
Гуценко пишет: «Принятый в ноябре этого года Декрет о суде № 1 ...
завершил начатую Временным правительством «ломку» старой системы правоохранительных органов, в том числе судов, ...отменил действовавшее к тому времени законодательство, в том числе уголовно-процессуальное («поскольку оно противоречило пролетарскому правосознанию»)».1 6 8 1 *ьОльков С.Г.
Уголовнопроцессуальные правонарушения в российском судопроизводстве.
Автореферат дис, ...

д.ю.н.
Москва, 1994.
С.
14.; См.
об этом также: Ольков С.Г.
Уголовнопроцессуальные правонарушения в российском судопроизводстве и общая теория социального поведения.
Тюмень: НИ иРИО Тюменской высшей школы МВД РФ, 1993.

1 6 7Строгович М.С.
Курс советского уголовного процесса.
Т.
I.
С.103.
"^Гуценко К.Ф.
Становление советского уголовно-процессуально«о законодательства (1917 1960 гг.) Я Уголовный процесс.
Учебник для студетов юридических вузов и факультетов.
Под ред.
К.Ф.
Гуценко.
М.: ИКД «Зерцало М», 2004.
С.45.
63

[стр.,64]

Участие свидетелей было предусмотрено при производстве по уголовным делам в народных судах, революционных трибуналах, военных революционных трибуналах.169 Ко детальное регулирование показаний свидетеля (а мы помним, что Устав уголовного судопроизводства весьма подробно регламентировал этот вид доказательств) практически исчезло из процессуальною законодательства.
В частности М.С.
Строгович отмечает: «Вопросы о свидетелях, подлежащих вызову в суд...
решались самим революционным трибуналом в зависимости от ясности дела, от доказанности преступления и других подобных обстоятельств.
Трибуналу принадлежало право на судебном следствии прекратить допрос вызванных свидетелей, если обстоятельства дела были достаточно выяснены показаниями допрошенных
свидетелей».1701 7 1 *Необходимо отметить, что в первые годы советской власти уголовно-процессуальном праве сохранялись прямые указания на некоторые виды свидетельского иммунитета.
Гак, право на отказ от самообвинения было закреплено в Положении о военных следователях от 30 сентября 1919 года и в Положении о полковых судах от 10 июля 1919 года.1' 1 Статья 75 Положения о полковых судах и статья 68 Положения о военных следователях предусматривали, что свидетель нс обязан отвечать на вопросы, уличающие его самого в каком бы то ни было преступном деянии.1 2 После этого нормативного акта подобные правила не воспроизводил ни один советский уголовнопроцессуальный закон.
Вышеназванные Положения от 1919 года соответственно в статьях 66 и 69 содержали также правила, закрепляющие свидетельский иммунитет близких родственников обвиняемого.
Близкие родственники обвиняемого имели право выступать в качестве свидетелей только при наличии с их стороны добровольного на это согласия.
Среди лиц, имеющих право на подобный иммунитет, назывались: жена обвиняемого, родственники по прямой линии, родные братья и сестры.
Впоследствии эта 169Строгович М.С.
Курс советского уголовного процесса.
Т.
I.
С.
108 ИЗ.
1 ^Строгович М.С.
Указсоч.
C.I И.
1 7 1 Истина.
И только истш аШ од ред.
Стеиовского Ю.И.
М.,1990.
С.322.
,т1Закатов А.А.
Ложь и борьба с нею.
Волгоград: Изд-во Волгоградского университета.
1984.
С.43.
64

[Back]