Проверяемый текст
Сидорова, Наталья Вячеславовна; Правовое регулирование показаний свидетеля в российском уголовном процессе: история, современное состояние (Диссертация 2004)
[стр. 60]

рассматривать их в соотношении «часть» (показания) и «целое» (объяснения)'.
И.П.
Пилюшиным
сформулирован вывод, что «показания обвиняемого, подозреваемого, а также свидетеля, потерпевшего можно считать объяснениями с точки зрения способа или формы сообщения каких-либо фактических данных, имеющих отношение к исследуемым обстоятельствам уголовного дела»2.
Представляется, что надлежащим способом получения объяснений с точки зрения законодателя, как это следует из требований п.2 ч.4 ст.46, ч.4 ст.92 УПК, является допрос.
В данном случае законодатель достаточно
чётко указывает, что подозреваемый имеет право давать показания и объяснения, и могут они быть получены в ходе допроса подозреваемого.
К сожалению, такой
чёткой зависимости «объяснения» «допрос» по отношению к другим субъектам объяснений законодатель не предусмотрел.
Но, даже в
отсутствие чёткой определенности, иного способа (помимо допроса) получения объяснений, а также любой другой устной информации, которая могла бы содержаться впоказаниях, действующий УПК не предусматривает.
В каком же качестве следует допрашивать
гражданского ответчика, который не является одновременно и обвиняемым? Какой вид доказательств образуется в результате подобного допроса? На подобные вопросы однозначного ответа в законе не существует.
Законодатель, не предусматривая в качестве самостоятельного вида доказательств
показаний гражданского ответчика и гражданского истца, фактически относит их показания либо к показаниям потерпевшего (если гражданский истец физическое лицо), показаниям обвиняемого (гражданский ответчик обвиняемый), либо к показаниям свидетеля (во всех иных случаях).
Также из буквального толкования
диспозиции ст.56 УПК в совокупности со ст.54 и ч.2 61) 1 Победкин А В , Яшин В II Уголовный процесс Учебник / Пол ред л ю н проф В II рш орьева М , 2004 С 27 г ПилюшинИП Указ соч С 103
[стр. 97]

обвинению» и «давать показания но существу обвинения» (ст.
46 и ст.
151 УПК РСФСР).*.»/6 Фактически знак равенства между понятиями «объяснение» и «показания» ставит Л.С.
Епанешников/ JI.M.
Володина/’8 А.В.
Победкин и В.Н.
Яшин указывают, что действующий УГ?К РФ не прояснил соотношение терминов «объяснения» и «показания» и предлагают рассматривать их в соотношении «часть» (показания) и «целое» (объяснения)/9 И.П.
Пилюшин
делает вывод «о том, что показания обвиняемого, подозреваемого, а также свидетеля, потерпевшего можно считать объяснениями, с точки зрения способа или формы сообщения каких-либо фактических данных, имеющих отношение к исследуемым обстоятельствам уголовного дела».40 Думается, что надлежащим способом получения объяснений с точки зрения законодателя, как это следует из требований п.
2 ч.4 ст.
46, ч.
4 ст.92 УПК
РФ, является допрос.
В данном случае законодатель достаточно
четко указывает, что подозреваемый имеет право давать показания и объяснения, и могут они быть получены п ходе допроса подозреваемого.
К сожалению, такой
четкой зависимости «объяснения» «допрос» по отношению к другим субъектам объяснений законодатель не предусмотрел.
Но, даже в
отсутствии четкой определенности, иного способа (помимо допроса) получения объяснений, а также любой другой устной информации, которая могла бы содержаться в показаниях, действующее уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает.
В каком же качестве следует допрашивать
фажданского ответчика, который не является обвиняемым? Какой вид доказательств образуется в результате подобного допроса? На подобные вопросы однозначного ответа в законе нс существует.
^Савицкий В.М..
Ларин Д М.
Указ соч.
С.
Ill, > 7 Впанешникоо Л.С.
Защита мрак и интересов подозреваемого и обвиняемого в российском досудебном судопроизводстве,: Учебное пособие/ Под род.
проф.
А.П.
Гуськовой.
Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2003.
С.
72.
^Володина Л.М.
Указ соч.
С.
164.
'9Победкип А.В., Ящик В,К.
Уголовный процесс: Учебник /Под ред.
д.ю.н.
проф.В.Н.
Григорьева.
М., 2004.
С.127.
4 ()Пишошин И.П.
Укатеоч.
С.
103.
97

[стр.,98]

Законодатель, не предусматривая в качестве самостоятельного вида доказательств показания гражданского ответчика и гражданского истца, фактически относит их показания либо к показаниям потерпевшего (если гражданский истец физическое лицо), показаниям обвиняемого (гражданский ответчик обвиняемый) либо к показаниям свидетеля (во всех иных случаях).
Также из буквального толкования
ст.
$6 УПК РФ в совокупности со ст.
54 и ч.
2 ст.
74 УПК РФ следует, что в качестве свидетеля можно допросить действующего в силу закона представителя гражданского истца или ответчика, если они являются юридическими лицами.
Диализ следственно судебной практики показывает, что такие случаи встречаются (1% от общего числа изученных уголовных дел).
Показательным в данном случае является уголовное дело по обвинению Илюхиной А.В, в совершении преступления, предусмотренного п.
«б» ч.З ст.
160 УК РФ.4 1 Одним из доказательств, положенных в основу обвинения Илюхиной были показания представителя потерпевшего (ОАО «ПТК Югра»).
Допрос гражданских истцов, гражданских ответчиков и их представителей в качестве свидетелей не отвечает их интересам.
«Задача и обязанность свидетеля сообщат], следствию и суду воспринятые им факты и только факты, а не свое мнение о фактах, не свои выводы и умозаключения».42 И хотя умозаключения, выводы и мнения могут содержаться в показаниях свидетеля, доказательственной силы они, как правило, не имеют.
Для гражданских истцов и гражданских ответчиков в уголовном деле дача показаний право, направленное на обеспечение и защиту их интересов, действенное средство, используемое при доказывании своих требований или обосновании возражений.
Поэтому показания гражданских истцов, гражданских ответчиков не могут не содержать умозаключений, выводов и т.п.
4 1Архив Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийское автономного округа.
Уголовное дело№ 1-1780/02.
4'С'1рогович М.
С.
Указ соч.
С.
408409; см.
также: Р.Д.
Ракунов Свидетельские показания в советском уголовном процессе.
М., 1955.
С.
12-14; Рыжаков А.П.
Комментарий к Уголовнопроцессуальному кодексу Российской Федерации.
М., 2003.
С.
272 и др.

[Back]