Проверяемый текст
Сидорова, Наталья Вячеславовна; Правовое регулирование показаний свидетеля в российском уголовном процессе: история, современное состояние (Диссертация 2004)
[стр. 79]

установленном законом порядке.
Относительно свойств носителя информации свидетеля уголовно-процессуальный закон не содержит формализованных требований, за исключением ограничений по предмету показаний,
которые были рассмотрены выше.
Таким образом, в настоящее время свидетелем
по уголовному делу может быть практически любое физическое лицо вне зависимости от его профессиональных, социальных, возрастных и прочих качеств.
При этом устанавливаются нормативные ограничения на истребование сведений, подпадающих под доказательственные запреты, установленные УПК,
например, сведения, полученные при исполнении некоторых профессиональных или процессуальных обязанностей.
На необходимость и значимость исследования носителя информации,
указывал и А.А.
Давлетов.
Он, подчеркивая значимость исследования
информации, отмечал, что обязательному изучению и специальному исследованию подлежат свидетели и потерпевшие.
Так,
в соответствии с п.З ст.79 УПК РСФСР предусматривалось обязательное проведение экспертизы для определения психического состояния свидетеля и потерпевшего, если возникают сомнения в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.
К сожалению, в действующем УПК данное правило было включено с существенными поправками.
Так, обязательное назначение судебной экспертизы для определения указанных выше обстоятельств предусмотрено только в отношении потерпевшего (п.4 ст.196 УПК).
По этому поводу совершено справедливо указала Л.Г Татьянина: «Учет патопсихологических особенностей обвиняемых, а равно потерпевших и свидетелей является гарантией полного и объективного исследования обстоятельств дела»1.
В уголовном процессе необходимо установить наличие
психологического 1 Татьянина Л Г.
Психологический недостаток как уголовно процессуальная категория II Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в РФ М атерины Всероссийском научно-практической конференции (20-21 апреля 2001 ) -Екатеринбург Изд-во Ур1 ЮА.
2001 С.354 79
[стр. 117]

С данной точкой зрения, безусловно, следует согласиться.
Как правильно отмечает А.А.
Давлстов, изучению подлежат: свойства носителя информации (объекта носителя сведений/фактичсских данных по терминологии А.
А Давлегова); связь носителя информации с обстоятельствами уголовного дела; способность носителя отражать информацию; способность сохранять информацию; возможность умышленного или неумышленного искажения информации.
Применительно к показаниям свидетеля в современном российском уголовном процессе носителем информации является физическое лицо, которому может быть что-либо известно об обстоятельствах уголовного дела, вызванное в качестве свидетеля в установленном законом порядке.
Относительно свойств носителя информации свидетеля уголовнопроцессуальный закон не содержит формализован ных требований, за исключением ограничений по предмету показаний, которые были рассмотрены выше.
Таким образом, в настоящее время свидетелем
в уголовном деле может быть практически любое физическое лицо вне зависимости от профессиональных, социальных, возрастных и иных качеств.
При этом устанавливаются нормативные ограничения на истребование сведений, подпадающих под доказательственные запреты, установленные УПК
РФ (например, сведения, полученные при исполнении некоторых профессиональных или процессуальных обязанностей).
На необходимость и значимость исследования носителя информации,
указывает и А.А.
Давлетов.
Он, подчеркивая значимость исследования
носителей информации, отмечает1 , что обязательному изучению и специальному исследованию подлежат свидетели и потерпевшие.
Так
п.
3 ст.
79 УПК РСФСР предусматривал обязательное проведение экспертизы для определения психического состояния свидетеля и потерпевшего, если возникают сомнения в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные


[стр.,118]

показания.
К сожалению, новый УПК РФ хотя и не исключил полностью подобное правило, однако внес в него существенные изменения.
Так, обязательное назначение экспертизы для определения возможности давать доброкачественные показания сегодня предусмотрено только в отношении потерпевшего.
Пункт 4 ст.
196 УПК РФ гласит, что назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его вменяемости правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.
Л.Г.
Татьянина отмечает по этому поводу: «Учет патопсихологических особенностей обвиняемых, а равно потерпевших и свидетелей является гарантией полного и объективного исследования обстоятельств дела».40 В уголовном процессе необходимо установить наличие психического (думается, и физического И.С .) недостатка.* 9 1 Сегодня для оценки достоверности показаний свидетеля возможно производство принудительного освидетельствования (ч.
1 ст.
179 УПК).
Представляется, что в данном случае законодатель достаточно непродуманно подошел к регулированию возможности проверки показаний свидетеля.
Освидетельствование это достаточно поверхностное исследование (наружный осмотр живого человека).
Думается, исключение свидетеля из перечня лиц, в отношении которых реализуется обязательное назначение экспертизы, было необоснованным.
С помощью такого следственного действия как освидетельствование невозможно эффективно и достоверно проверить способность адекватно запоминать, хранить в памяти и воспроизводить информацию.
Как следует из требований ч.1 ст.
179 УПК, освидетельствование ни в коем случае не может заменить экспертизу.
Как отмечают в комментарии к УПК РФ его разработчики, освидетельствование производится только в тех ^Татьянина Л.Г.
Психический недостаток как уголовно-процессуальная категория И Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (20-21 апреля 2000).
Екатеринбург Изд-во УрГЮА, 2001.
С.354.
9 1Татьянина Л.Г.
Процессуальные проблемы производства по уголовным делам с участием лиц, имеющих психические недостатки (вопросы теории и практики).
Авторсф.
дис.
..д.ю.н.
Ижевск, 2004.
С.22.


[стр.,239]

образом сделанного предупреждения, предусмотренного п.
I ч.4 ст.
56 УПК РФ.
Необходимо отметить, что законодатель не связывает особенности предмета свидетельских показаний с особенностями производства на отдельных стадиях уголовного процесса, кроме одного случая (ч.8 ст.
234 УПК).
Законом в данном случае четко определяется предмет показаний свидетеля: обстоятельства производства следственных действий или изъятия и приобщения к уголовному делу документов.
Говоря о понятии показаний свидетеля, нельзя не остановиться еще на двух важных факторах определяющих их сущность: носитель доказательственной информации и механизм формирования показаний.
Вопрос о носителе доказательственной информации исследован А.А.
Давлетовым.
Следует согласиться с точкой зрения А.А.
Давлетова о месте, которое занимает носитель сведений в уголовном процессе, как часть объекта уголовно* процессуального познания.
Применительно к показаниям свидетеля в современном российском уголовном процессе носителем информации является физическое лицо, вызванное в качестве свидетеля в установленном законом порядке, которому может быть что-либо известно об обстоятельствах уголовного дела.
Относительно свойств носителя информации свидетеля уголовно-процессуальный закон не содержит формализованных требований, за исключением ограничений по предмету показаний.

Таким образом, в настоящее время свидетелем в уголовном деле может быть практически любое физическое лицо вне зависимости от профессиональных, социальных, возрастных и иных качеств.
При этом устанавливаются нормативные ограничения на истребование сведений, подпадающих под доказательственные запреты, установленные УПК
РФ (например, сведения* полученные при исполнении некоторых профессиональных или процессуальных обязанностей).
Следует также отметить необходимость и значимость исследования носителя информации (свидетеля), которому (исследованию) законодатель уделяет, с нашей точки зрения, неоправданно мало внимания.
Так п.
3 ст.
79 УПК РСФСР 1960 года предусматриЕ*ал обязательное проведение экспертизы для 239

[Back]