Проверяемый текст
Габдрахманова, Рашида Габдельбакиевна; Педагогические условия социализации старшеклассников в школьных трудовых объединениях (Диссертация 2005)
[стр. 13]

методических публикациях все чаще встречается ранее мало употребляемый в педагогической практике термин "социализация".
И это не дань моде, а явление особо значимое в период "перелома" социально-политических и экономических устоев, который переживает наше общество.
Мировая история становления образования свидетельствует о том, что в основе образовательной традиции лежит исторически сложившийся способ формирования, развития и воспитания санкционированных обществом
социально значимых качеств личности, т.е.
общественный способ социализации подрастающего поколения.
Этот процесс может осуществляться и вне образовательных институтов, стихийно, в зависимости от включенности индивида в социальные отношения.
В данный исторический момент соборно-коллективистские основания русской социальности претерпели разрушение.
Классовому принципу противопоставляется принцип "общечеловеческих” или просто "человеческих" ценностей.
Современное состояние "бытие для себя" оправдывается ссылкой на западный опыт, что не соответствует действительности.
На западе достаточно четко прослеживаются границы, за которыми проявляется "бытие для другого": они определены христианской ..
моралью и соблюдением существующего законодательства.
Русское бытие своих рамок не осознает, что проявляется в массовом переводе культурной деятельности в коммерческую.
Такая декультуризация социума по своему негативному воздействию более значима, чем экономический и политический кризис.

Поэтому разработка проблем образования и социализации предполагает формирование идеологии, включающей в себя совокупность общечеловеческих и национальных культурных ценностей, образовательных традиций.
Образование, с одной стороны, определяет общие для массовой школы условия, в которой осуществляется социализация: национальные ценности, цели и способы образования, формы культурного самоопределения, способы
13
[стр. 16]

ГЛАВА I СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1 Сущность процесса социализации старшеклассников в педагогической теории и практике.
До недавнего времени образование передавало подрастающему поколению системы норм, ориентиры социально приемлемого поведения, что обеспечивало сохранение государственного устройства общества и относительно безболезненное вхождение старшеклассников во взрослую жизнь.
Быстрая смена и многообразие социальных ориентиров, политическая разбалансированность общества создают ситуацию неопределенности в образовании.
При этом наблюдаются разные тенденции.
Первая дифференциация образовательных институтов, которые формируют собственную нормативную модель выпускника.
Вторая выделение минимума ("базового компонента"), который бы обеспечил адаптацию выпускников к условиям социального окружения.
Третья развитие у учащихся способности самоопределиться в постоянно изменяющемся современном обществе в соответствии со своими потребностями и ценностями.
На основе творческого поиска учительства, научных объединений складывается национальная доктрина обучения и воспитания нового поколения детей и молодежи.
При этом в методологических и научно-методических публикациях все чаще встречается ранее мало употребляемый в педагогической практике термин "социализация".
И это не дань моде, а явление особо значимое в период "перелома" социально-политических и экономических устоев, который переживает наше общество.
Мировая история становления образования свидетельствует о том, что в основе образовательной традиции лежит исторически сложившийся способ формирования, развития и воспитания санкционированных обществом


[стр.,17]

социально значимых качеств личности, т.е.
общественный способ социализации подрастающего поколения.
Этот процесс может осуществляться и вне образовательных институтов, стихийно, в зависимости от включенности индивида в социальные отношения.
В данный исторический момент соборноколлективистские основания русской социальности претерпели разрушение.
Классовому принципу противопоставляется принцип "общечеловеческих или просто "человеческих" ценностей.
Современное состояние "бытие для себя" оправдывается ссылкой на западный опыт, что не соответствует действительности.
На западе достаточно четко прослеживаются границы, за которыми проявляется "бытие для другого": они определены христианской моралью и соблюдением существующего законодательства.
Русское бытие своих рамок не осознает, что проявляется в массовом переводе культурной деятельности в коммерческую.
Такая декультуризация социума по своему негативному воздействию более значима, чем экономический и политический кризис.

Вот почему разработка проблем образования и социализации предполагает формирование идеологии, включающей в себя совокупность общечеловеческих и национальных культурных ценностей, образовательных традиций.
Образование, с одной стороны, определяет общие для массовой школы условия, в которой осуществляется социализация: национальные ценности, цели и способы образования, формы культурного самоопределения, способы
учета влияния различных факторов.
С другой стороны, нормативноорганизационная основа образовательной деятельности может существенно повлиять на процессы социализации и воспитания, отличаясь в каждом конкретном учебном заведении и не совпадая с масштабами распространения соответствующей образовательной практики.
Такие расхождения возникают чаще всего в результате инновационных процессов.
Образовательная инновация, таким образом, является механизмом возникновения нового типа учебного заведения и определяет пути и условия социализации учащихся.

[Back]