Проверяемый текст
Габдрахманова, Рашида Габдельбакиевна; Педагогические условия социализации старшеклассников в школьных трудовых объединениях (Диссертация 2005)
[стр. 16]

На современном этапе некоторые авторы (Н.Ф.
Голованова) проводят классификацию существующих в западной науке концепций социализации на основе того, как сторонники этих направлений представляют себе сущность социализации, способ поведения личности, который она формирует
[41].
Выделяется адаптивная концепция социализации (Д.

Дыои, Т.
Паронс).
Согласно этой концепции социализация личности трактуется как ее приспособление к существующему образу жизни, также к господствующим в обществе экономическим, нравственным и идеологическим нормам.
"Конформность" в этой концепции является конечным продуктом социализации
[50].
Широко внедряемые в школьную практику адаптивные
концепции социализации стали широко подвергаться критике в конце 60-х годов, главным образом из-за мощной волны молодежного движения на Западе.
С целью усиления социализирующего влияния государства на молодежь, но более гибкими способами, была выработана ролевая концепция социализации (Р.
Дарендорф, Э.
Дюркгейм).
Суть ее интеграция молодого поколения в социальные роли через интериоризацию ' норм референтной группы.
Единым для большинства теоретиков этого направления является противопоставление общества и личности, непризнание активной деятельности человека в своем развитии.
Одной из ведущих идей ролевой концепции социализации стало положение социолога Э.
Дюркгейма о "воспитании как методической социализации" подрастающего поколения.
Отрицая роль семьи и других социальных институтов, он полагал, что только школа может и должна стать центром целенаправленной социализации молодого поколения.
Критическая концепция социализации
(А.
Маслоу, К.
Роджерс) появилась как демонстрация отказа от принудительного приспособления и открытого контроля.
Теоретики данного направления выступают за осознанно критическое отношение к существующим общественным порядкам, развитие у индивида желания самоутвердиться в обществе.
Для
16
[стр. 19]

Взаимоотношения между индивидом как биологическим существом, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей общественную жизнь, можно передать существующей формулой: «Индивидом рождаются.
Личностью становятся.
Индивидуальность отстаивают».
Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый, противоречивый процесс взаимодействия индивида, и общества.
Поиски теоретического осмысления этого взаимодействия* в западной философской и психологической литературе можно отнести к концу 19 началу 20 века.
Известно разделение взглядов по этому вопросу на (био)психологизированные и социологизированные направления.
Суть различия в понимании этих двух подходов в вопросе: что первично индивид или общество.
Сторонники психологизированного направления (Э.
Фрейд, Э.
Эриксон) считают, что задачи школы и образования в вопросах социализации диктуются внутренней природой личности.
Социологизированные направления (Ч.
Кулии его? последователи) представляют социализацию как результат межличностного общения, когда личность воспроизводит усвоенные общепринятые идеи, образцы социального поведения.
На современном этапе некоторые авторы (Н.Ф.
Голованова) проводят классификацию существующих в западной науке концепций социализации на основе того, как сторонники этих направлений представляют себе сущность социализации, способ поведения личности, который она формирует.

Выделяется адаптивная концепция социализации (Д.

Дьюи, Т.
Паронс).
Согласно этой концепции социализация личности трактуется как ее приспособление к существующему образу жизни, также к господствующим в обществе экономическим, нравственным и идеологическим нормам.
«Конформность" в этой концепции» является конечным продуктом социализации.

Широко внедряемые в школьную практику адаптивные


[стр.,20]

концепции социализации стали широко подвергаться критике в конце 60-х годов, главным образом из-за мощной волны молодежного движения на Западе.
С целью усиления социализирующего влияния государства на молодежь, но более гибкими способами, была выработана ролевая концепция социализации (Р.
Дарендорф, Э.
Дюркгейм).
Суть ее интеграция молодого поколения в социальные роли через интериоризацию норм референтной группы.
Единым для большинства теоретиков этого направления является противопоставление общества и личности, непризнание активной деятельности человека в своем развитии.
Одной из ведущих идей ролевой концепции социализации стало положение социолога Э.
Дюркгейма о "воспитании как методической социализации" подрастающего поколения.
Отрицая роль семьи и других социальных институтов, он полагал, что только школа может и должна стать центром целенаправленной социализации молодого поколения.
Критическая концепция социализации
(Л.
Маслоу, К.
Роджерс) появилась как демонстрация отказа от принудительного приспособления и открытого контроля.
Теоретики данного направления выступают за осознанно критическое отношение к существующим общественным порядкам, развитие у индивида желания самоутвердиться в обществе.
Для
теоретиков данной концепции человек активный субъект социализации.
В теории Д.
Маслоу, стоящего на этой позиции, доказывается, что социальность заключена в самой природе человека и его действия изначально мотивированы ценностью своего "Я": Человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному "Я" в каждый момент своей жизни Обращаться к самому себе, требуя ответа, значит взять на себя ответственность".
К сожалению, сторонники данной концепции такое личностное качество как "социальность", соотносят в большей степени с организмом человека.
Самоактуализация понимается ими как "рост изнутри”, независящий от социальной среды и человеческой культуры.

[Back]