теоретиков данной концепции человек активный субъект социализации. В теории А. Маслоу, стоящего на этой позиции, доказывается, что социальность заключена в самой природе человека и его действия изначально мотивированы ценностью своего "Я": Человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному "Я" в каждый момент своей жизни... Обращаться к самому себе, требуя ответа, значит взять на себя ответственность" [83,108]. К сожалению, сторонники данной концепции такое личностное качество как "социальность", соотносят в большей степени с организмом человека. Самоактуализация понимается ими как "рост изнутри", независящий от социальной среды и человеческой культуры. Как особо ценную для практики воспитания можно отметить концепцию "баланса идентичности" (Л. Кольберг). Данная концепция исходит из положения, что каждая конкретная личность должна всегда балансировать между требованиями общества и одновременно быть уникальной. При этом особо подчеркивается активность личности и ее социальная ответственность. Яркий представитель этого направления Л. Кольберг показал, как превратить школу в "справедливое сообщество" через реализацию системы, которая определяет три главные стороны школьной жизни: организацию, содержание, методы развития морального сознания. В целях данного исследования важно рассмотреть теории социализации личности в генезе подростка, получившие распространение на Западе в последние десятилетия. Дж. Коулмен разработал так называемую «фокальную теорию» взросления. В русле этой теории автор показывает, почему подростки сохраняют минимальную внутреннюю напряженность и стабильность в поведении, несмотря на серьезные психофизические изменения в этом возрасте. По мнению Коулмена большинство подростков достаточно спокойно минуют период взросления потому, что каждый конкретный подросток в определенное время имеет дело только с одной 17 |
концепции социализации стали широко подвергаться критике в конце 60-х годов, главным образом из-за мощной волны молодежного движения на Западе. С целью усиления социализирующего влияния государства на молодежь, но более гибкими способами, была выработана ролевая концепция социализации (Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм). Суть ее интеграция молодого поколения в социальные роли через интериоризацию норм референтной группы. Единым для большинства теоретиков этого направления является противопоставление общества и личности, непризнание активной деятельности человека в своем развитии. Одной из ведущих идей ролевой концепции социализации стало положение социолога Э. Дюркгейма о "воспитании как методической социализации" подрастающего поколения. Отрицая роль семьи и других социальных институтов, он полагал, что только школа может и должна стать центром целенаправленной социализации молодого поколения. Критическая концепция социализации (Л. Маслоу, К. Роджерс) появилась как демонстрация отказа от принудительного приспособления и открытого контроля. Теоретики данного направления выступают за осознанно критическое отношение к существующим общественным порядкам, развитие у индивида желания самоутвердиться в обществе. Для теоретиков данной концепции человек активный субъект социализации. В теории Д. Маслоу, стоящего на этой позиции, доказывается, что социальность заключена в самой природе человека и его действия изначально мотивированы ценностью своего "Я": Человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному "Я" в каждый момент своей жизни Обращаться к самому себе, требуя ответа, значит взять на себя ответственность". К сожалению, сторонники данной концепции такое личностное качество как "социальность", соотносят в большей степени с организмом человека. Самоактуализация понимается ими как "рост изнутри”, независящий от социальной среды и человеческой культуры. Как особо ценную для практики воспитания можно отметить концепцию "баланса идентичности" (Л. Кольберг). Данная концепция исходит из положения, что каждая конкретная личность должна всегда балансировать между требованиями общества и одновременно быть уникальной. При этом особо подчеркивается активность личности и ее социальная ответственность. Яркий представитель этого направления Л. Кольберг показал, как превратить школу в "справедливое сообщество" через реализацию системы, которая определяет три главные стороны школьной жизни: организацию, содержание, методы развития морального сознания. В целях данного исследования важно рассмотреть теории социализации личности в генезе подростка, получившие распространение на Западе в последние десятилетия. Дж. Коулмен разработал так называемую «фокальную теорию» взросления. В русле этой теории автор показывает, почему подростки сохраняют минимальную внутреннюю напряженность и стабильность в поведении, несмотря на серьезные психофизические изменения в этом возрасте. По мнению Коулмена большинство подростков достаточно спокойно минуют период взросления потому, что каждый конкретный подросток в определенное время имеет дело только с одной «вошедшей в фокус» его внимания проблемой, на данный момент для него особо значимой. Когда он ее решает, то сталкивается с очередной. Поэтому отклонения могут возникнуть только у подростков, «в фокус» которых попало сразу несколько значимых проблем, требующих немедленного решения. Далее автор делает вывод, что поскольку в большей степени афишируются негативные проявления в поведении подростка, то создается в целом отрицательное впечатление о характеристике всей подростковой субкультуры. Дж. Коулмен считает необходимым отказаться от стереотипного отношения к подростковому возрасту, как периоду изначально патогенному и криминогенному. Концепция данного автора подчеркивает связь процесса социализации человека в разные возрастные периоды. «Фокальная теория», представляя |