«вошедшей в фокус» его внимания проблемой, на данный момент для него особо значимой. Когда он ее решает, то сталкивается с очередной. Поэтому отклонения могут возникнуть только у гподростков, «в фокус» которых попало сразу несколько значимых проблем, требующих немедленного решения. Далее автор делает вывод, что поскольку в большей степени афишируются негативные проявления в поведении подростка, то создается в целом отрицательное впечатление о характеристике всей подростковой субкультуры. Дж. Коулмен считает необходимым отказаться от стереотипного отношения к подростковому возрасту, как периоду изначально патогенному и криминогенному. Концепция данного автора подчеркивает связь процесса социализации человека в разные возрастные периоды. «Фокальная теория», представляя собой модель разрешения проблем, возникающих у подростков в период взросления, позволяет подходить к ним дифференцированно. Теория социолога И. Таллмсна подчеркивает важную мысль о необходимости ранней социализации: «... чем лучше человек учится разрешать свои проблемы в собственном окружении, будучи подростком, тем лучше он способен переживать стремительные изменения, непредсказуемость мира, когда становится взрослым». Автор предлагает решать эти проблемы опосредованно через общину и семью. При этом под общиной понимается коллектив, организованный для реализации существенных экономических, социальных, политических, воспитательных целей, а также задач повседневной жизни в географически ограниченных пределах. Условия общины по И. Таллмену будут оказывать влияние на процесс социализации, который осуществляется тогда, когда родители и дети взаимодействуют в решении проблем. Результатом этого влияния становится способность подростка решать свои проблемы в собственном социальном окружении. Данная концепция наводит на мысль, что личность подростка испытывает на себе влияние различных изменений в обществе через 18 |
Как особо ценную для практики воспитания можно отметить концепцию "баланса идентичности" (Л. Кольберг). Данная концепция исходит из положения, что каждая конкретная личность должна всегда балансировать между требованиями общества и одновременно быть уникальной. При этом особо подчеркивается активность личности и ее социальная ответственность. Яркий представитель этого направления Л. Кольберг показал, как превратить школу в "справедливое сообщество" через реализацию системы, которая определяет три главные стороны школьной жизни: организацию, содержание, методы развития морального сознания. В целях данного исследования важно рассмотреть теории социализации личности в генезе подростка, получившие распространение на Западе в последние десятилетия. Дж. Коулмен разработал так называемую «фокальную теорию» взросления. В русле этой теории автор показывает, почему подростки сохраняют минимальную внутреннюю напряженность и стабильность в поведении, несмотря на серьезные психофизические изменения в этом возрасте. По мнению Коулмена большинство подростков достаточно спокойно минуют период взросления потому, что каждый конкретный подросток в определенное время имеет дело только с одной «вошедшей в фокус» его внимания проблемой, на данный момент для него особо значимой. Когда он ее решает, то сталкивается с очередной. Поэтому отклонения могут возникнуть только у подростков, «в фокус» которых попало сразу несколько значимых проблем, требующих немедленного решения. Далее автор делает вывод, что поскольку в большей степени афишируются негативные проявления в поведении подростка, то создается в целом отрицательное впечатление о характеристике всей подростковой субкультуры. Дж. Коулмен считает необходимым отказаться от стереотипного отношения к подростковому возрасту, как периоду изначально патогенному и криминогенному. Концепция данного автора подчеркивает связь процесса социализации человека в разные возрастные периоды. «Фокальная теория», представляя собой модель разрешения проблем, возникающих у подростков в период взросления, позволяет подходить к ним дифференцированно. Теория социолога И. Таллмена подчеркивает важную мысль о необходимости ранней социализации: «... чем лучше человек учится разрешать свои проблемы в собственном окружении будучи подростком, тем лучше он способен переживать стремительные изменения, непредсказуемость мира, когда становится взрослым». Автор предлагает решать эти проблемы опосредованно через общину и семью. При этом под общиной понимается коллектив, организованный для реализации существенных экономических, социальных, политических, воспитательных целей, а также задач повседневной жизни в географически ограниченных пределах. Условия общины по И. Таллмену будут оказывать влияние на процесс социализации, который осуществляется тогда, когда родители и дети взаимодействуют в решении проблем. Результатом этого влияния становится способность подростка решать проблемы в собственном социальном окружении. Данная концепция наводит на мысль, что личность подростка испытывает на себе влияние различных изменений в обществе через семейные отношения, и сама способна в какой-то степени воздействовать на эти изменения. В отечественной философии и социологии социализация представляется как целостный и универсальный процесс в единстве филои онтогенеза (С.С. Багенин, О.И. Иванов, И.С. Кон, В. Момов, Б.П. Парыгин, Л.К. Синцова). Онтогенетический подход характеризует социализацию как процесс усвоения личностью социального опыта, включение ее в систему общественных отношений. Филогенетический подход определяет социализацию как специфический способ передачи жизненного опыта от общества к личности. Различия между этими двумя подходами на первый взгляд велики, поэтому очень часто они трактуются как альтернативные концепции. Однако, их можно рассматривать и как взаимодонолнительные, выражающие различные стороны процесса |