семейные отношения, и сама способна в какой-то степени воздействовать на эти изменения. В отечественной философии и социологии социализация представляется как целостный и универсальный процесс в единстве филои онтогенеза (С.С. Батенин, О.И. Иванов, И.С. Кон, В. Момов, Б.П. Парыгин, JI.K. Синцова). Онтогенетический подход характеризует социализацию как процесс усвоения личностью социального опыта, включение ее в систему общественных отношений. Филогенетический подход определяет социализацию как специфический способ передачи жизненного опыта от общества к личности. Различия между этими двумя подходами на первый взгляд велики, поэтому очень часто они трактуются как альтернативные концепции. Однако, их можно рассматривать и как взаимодополнительные, выражающие различные стороны процесса социализации: «личностную» или «общественную», внутреннюю или внешнюю, раскрывающие как процесс взаимодействия личности и общества. Философский аспект изучения социализации предполагает выяснение конкретного взаимодействия личности и общества, которое осуществляется посредством различных форм социальной деятельности. Через деятельность каждый человек включается в систему объективных общественных отношений, в конечном итоге социализируется. Известные исследователи (И.С. Кон, A.B. Мудрик, Г.В. Осипов, Б.А. Титов, Ж.Г. Тощенко, Ф.Р. Филиппов, А.Н. Хузиахметов, Н.И. Щипанов и др.) определяют социализацию как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид, вступая в социальную среду, усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать как полноправному члену общества, а с другой, входя в среду, возложив на себя различные социальные роли, индивид учится изменять эти роли и влиять на окружающую среду, развиваясь тем самым как активная личность. Психологическую основу для изучения проблем социализации заложили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и 19 |
собой модель разрешения проблем, возникающих у подростков в период взросления, позволяет подходить к ним дифференцированно. Теория социолога И. Таллмена подчеркивает важную мысль о необходимости ранней социализации: «... чем лучше человек учится разрешать свои проблемы в собственном окружении будучи подростком, тем лучше он способен переживать стремительные изменения, непредсказуемость мира, когда становится взрослым». Автор предлагает решать эти проблемы опосредованно через общину и семью. При этом под общиной понимается коллектив, организованный для реализации существенных экономических, социальных, политических, воспитательных целей, а также задач повседневной жизни в географически ограниченных пределах. Условия общины по И. Таллмену будут оказывать влияние на процесс социализации, который осуществляется тогда, когда родители и дети взаимодействуют в решении проблем. Результатом этого влияния становится способность подростка решать проблемы в собственном социальном окружении. Данная концепция наводит на мысль, что личность подростка испытывает на себе влияние различных изменений в обществе через семейные отношения, и сама способна в какой-то степени воздействовать на эти изменения. В отечественной философии и социологии социализация представляется как целостный и универсальный процесс в единстве филои онтогенеза (С.С. Багенин, О.И. Иванов, И.С. Кон, В. Момов, Б.П. Парыгин, Л.К. Синцова). Онтогенетический подход характеризует социализацию как процесс усвоения личностью социального опыта, включение ее в систему общественных отношений. Филогенетический подход определяет социализацию как специфический способ передачи жизненного опыта от общества к личности. Различия между этими двумя подходами на первый взгляд велики, поэтому очень часто они трактуются как альтернативные концепции. Однако, их можно рассматривать и как взаимодонолнительные, выражающие различные стороны процесса социализации: «личностную» или «общественную», внутреннюю или внешнюю, раскрывающие как процесс взаимодействия личности и общества. Философский аспект изучения социализации предполагает выяснение конкретного взаимодействия личности и общества, которое осуществляется посредством различных форм социальной деятельности. Через деятельность каждый человек включается в систему объективных общественных отношений, в конечном итоге социализируется. Известные исследователи (И.С. Кон, Л.В. Мудрик, Г.В. Осипов, Б.Л. Титов, Ж.Г.Тощенко, Ф.Р. Филиппов, Л.Н. Хузиахметов, Н.И. Щипанов и др.) определяют социализацию как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид, вступая в социальную среду, усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать, как полноправному члену общества, а с другой, входя в среду, беря на себя различные социальные роли, индивид научается изменять эти роли и влиять на окружающую среду, развиваясь тем самым как активная личность. Психологическую основу для изучения проблем социализации заложили Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. Именно они показали, что в процессе индивидуального психологического развития ребенок постоянно «присваивает» себе то, что до него было выработано человечеством, все результаты его социального и культурного процесса. Только усвоение социального опыта делает в конечном итоге из каждого индивида человека. Б.Д. Парыгин так и указывает, что социализация это «очеловечивание человека, включающего в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, обязанностей и т.д., активное переустройство окружающего как природного так и социального мира». |