деятельность, к которой его побуждают благородные чувства, тем богаче становятся его эмоции, тем крепче и надежнее идейные связи между членами коллектива, тем прочнее коллектив как идейное, моральное, трудовое слияние. «От единства чувств берет свое начало единство взглядов и влечений коллектива» [там же, с.54]. Автор ставит вопрос о том, как практически побудить воспитанников к эмоционально насыщенной деятельности, как руководитель этой тонкой сферой духовной жизни коллектива. Большое внимание A.C. Макаренко уделяет проблеме формирования тона и стиля коллектива, считая, что воспитание общего тона происходит во всех сферах жизнедеятельности коллектива, в том числе и трудовой. Нормальный тон, отмечает A.C. Макаренко, должен отличаться явной мажорностью. Он выделяет следующие признаки мажора: бодрость, активность, постоянная готовность к действию; единство коллектива («дружеское единение его членов»); четкая организованность в исполнении разнообразных задач («не толпой», а с точным указанием отдельных лиц и всего коллектива»); чувство защищенности; «привычка торможения», умение быть сдержанным в движении, слове, крике [78, 86]. Говоря о необходимости сознательного использования эмоционального фактора в работе с детским коллективом, A.C. Макаренко справедливо считает, что большая роль в создании мажорного стиля принадлежит педагогам. Оценочные формы самовыражения педагогов и наставников в процессе производительного труда также становятся способом близкого общения со школьниками, а к этому, как свидетельствует исследование, школьники относятся небезразлично. 50 |
позицию можно назвать позицией «дирижера». Другими словами, от педагога требуется умение, незаметно активизируя ребят, поощрять их самостоятельность, стимулировать самоуправление. Тонкий психолог, мастер-педагог A.C. Макаренко одним из первых обратил внимание на всю значимость духовной атмосферы коллектива. Он писал о необходимости создания здоровой атмосферы молодежного коллектива, характеризуя ее следующим образом: «Постоянная бодрость, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радостное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричное. Готовность к полезным действиям, к действиям интересным, к действиям с содержанием, со смыслом, но не в коем случае не к бестолочи, визгу, крику, не к бестолковым зоологическим действиям» /121, 210-211/. Настроение духовного подъема, жизнерадостности, опирающееся на ясные цели и увлекательные задачи совместной деятельности, должно определять общий эмоциональный тон жизнедеятельности детского коллектива, так как он создает наиболее благоприятные условия для успешного протекания воспитательного процесса. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что воспитательное влияние коллектива на личность зависит от того, чем и как живет коллектив. Необходимым условием положительного влияния коллектива на личность является эмоциональное богатство жизни коллектива. Подчеркивая, что идейной основой детского коллектива является трудовая жизнь детей, В.А. Сухомлинский пишет: «В основе трудовой жизни ученического коллектива лежит радость труда ... Воспитание детского коллектива это, по сути, поиски радости груда.» /210, 79/. Чем чаще включается коллектив в деятельность, к которой его побуждают благородные чувства, тем богаче становятся его эмоции, тем крепче и надежнее идейные связи между членами коллектива, тем прочнее коллектив как идейное, моральное, трудовое слияние. «От единства чувств берет свое начало единство взглядов и влечений коллектива» /то же с. 54/. Автор ставит вопрос о том, как практически побудить воспитанников к эмоционально насыщенной деятельности, как руководитель этой тонкой сферой духовной жизни коллектива. Большое внимание A.C. Макаренко уделяет проблеме формирования тона и стиля коллектива, считая, что воспитание общего тона происходит во всех сферах жизнедеятельности коллектива, в том числе и трудовой. Нормальный тон, отмечает A.C. Макаренко, должен отличаться явной мажорностью. Он выделяет следующие признаки мажора: бодрость, активность, постоянная готовность к действию; единство коллектива («дружеское единение его членов»); четкая организованность в исполнении разнообразных задач («не толпой», а с точным указанием отдельных лиц и всего коллектива»); чувство защищенности; «привычка торможения», умение быть сдержанным в движении, слове, крике / 120, 86/. Говоря о необходимости сознательного использования эмоционального фактора в работе с детским коллективом, A.C. Макаренко справедливо считает, что большая роль в создании мажорного стиля принадлежит педагогам. Исследуя процесс социализации старшеклассников в процессе производительного труда, мы считаем, что этот процесс должен осуществляться при гармоническом сочетании нескольких компонентов деятельности старшеклассников: усвоение знаний о социализированной личности, участие в производительном труде и общественно полезной деятельности в школе и вне школы, соединения научных знаний, умений и навыков в процессе труда, при сочетании трудовой деятельности с культурномассовыми мероприятиями в ходе празднования народных праздников. Следовательно, активное овладение старшеклассниками понятиями и представлениями, которые характеризуют их отношение к социальной действительности, к труду и к человеку труда, является необходимым условием социализации. |