Проверяемый текст
Камышанов, Алексей Анатольевич. Психологические условия эффективности деятельности командира подразделения частей оперативного назначения внутренних войск МВД России в экстремальных ситуациях (Диссертация 2001)
[стр. 133]

133 способности).
2.
Недостаточная готовность
руководителя СПФ к влиянию факторов конкретной обстановки, ситуации.
3.
Отрицательный перенос ошибочных навыков из прежней области деятельности, которая
не связана с ликвидацией ЧС.
Кроме того, анализ ситуаций деятельности руководителя СПФ при ликвидации ЧС, включающий выделение действия конкретных факторов на руководителей в ходе ликвидации ЧС и сопоставление полученных данных с результатами других работ позволил зафиксировать некоторые особенности влияния факторов чрезвычайных ситуаций на результативность деятельности руководителей СПФ.
Исследование привело нас к следующим результатам.
При воздействии (согласно показаниям
руководителей СПФ) таких факторов, как опасность, внезапность, неопределенность, ускорение темпа действий, совмещение нескольких направлений действий результаты были, как правило, более высокими, чем в ситуациях, когда действие фактора опасности не отмечалось.
Такие данные могут говорить о мобилизующем действии на психику
руководителя фактора опасности, о более ответственном их отношении не только к вопросам безопасности, но и к выполнению алгоритма действий.
Когда же влияние фактора опасности не фиксировалось, то и активность психики, управляемость познавательных процессов
руководителя СПФ вероятно были невысокими.
Такая ситуация не воспринималась как сложная, трудная и это расслабляло
руководителя, снижая эффективность его деятельности.
Более того, исследование показало, что если до прибытия в район
ликвидации ЧС руководитель СПФ не оценил ситуацию как опасную, то эта оценка переносилась на весь процесс.
Соответственно к действию ситуативных факторов, включавшимся в работу в ходе
ЧС, и в первую очередь опасности, такой руководитель психологически был готов не в достаточной степени.
[стр. 107]

зультативны были командиры подразделений со стажем в должности от 0,5 до 1,5 и от 5,5 и более лет); необычные или неожиданные ситуации СБД; недостаточные, неудовлетворительные теоретические и психологические знания командира подразделения; несоответствие индивидуальных психологических способностей выполняемой деятельности (слабо развитые профессиональные способности).
2.
Недостаточная готовность
командира подразделения к влиянию факторов конкретной обстановки, ситуации.
3.
Отрицательный перенос ошибочных навыков из прежней области деятельности, которая
чаще всего не связана с СБД.
Кроме того, анализ банка ситуаций деятельности командира подразделения, включающий выделение действия конкретных факторов на офицеров в ходе выполнения СБЗ и сопоставление полученных данных с результатами данных и других проверок позволил зафиксировать некоторые особенности влияния факторов экстремальных ситуаций на результативность отдельных командиров подразделений.
Так, нами были проанализированы 92 ситуации служебно-боевой деятельности командиров подразделений.
Анализ включал: выделение в отдельные группу ситуаций, в которых отмечается влияние факторов оказывающих непосредственное и опосредованное воздействие (см.
параграф 2.1); группирование результатов СБД по нескольким основаниям (задержание правонарушителя; изъятие оружия, боеприпасов, запрещенных предметов; отсутствие нарушений; и т.п.); Исследование привело нас к следующим результатам.
При воздействии (согласно показаниям
командиров подразделений) таких факторов, как опасность, внезапность, неопределенность, ускорение темпа действий, совмещение нескольких направлений действий результаты были, как правило, более высокими, чем в ситуациях, когда действие фактора опасности не отмечалось.
Такие данные могут говорить о мобилизующем действии на психику
офицера фактора 107

[стр.,108]

опасности, о более ответственном их отношении не только к вопросам безопасности, но и к выполнению алгоритма действий.
С другой стороны, есть основание предполагать, что влияние данного фактора было инициировано наличием явных нарушений, стремлением граждан избежать ответственности и вероятным, в этой связи, противодействием действиям военнослужащих ВВ.
Когда же влияние фактора опасности не фиксировалось, то и активность психики, управляемость познавательных процессов
командира подразделения, вероятно были невысокими.
Такая ситуация не воспринималась как сложная, трудная и это расслабляло
офицера, снижая его эффективность.
Более того, исследование показало, что если до прибытия в район
выполнения задачи командир подразделения не оценил ситуацию как опасную, то эта оценка переносилась на весь процесс СБД.
Соответственно к действию ситуативных факторов, включавшимся в работу в ходе
СБД, и в первую очередь опасности, такой офицер психологически бывал готов не в достаточной степени.
Определённое время он практически находится в состоянии борьбы с изменяющимся психологическим состоянием и добивается преодоления действия на психику возникшего вдруг фактора огромными усилиями воли.
Но гарантий, что это преодоление будет успешным, что командир подразделения сумеет стабилизировать своё состояние и качественно продолжать выполнение задачи, нет.
Большинство экстремальных ситуаций случившихся с опрошенными командирами подразделений в ходе СБД они никогда ранее не испытывали, отмечая и испуг, и стремление укрыться от опасности, и желание “крутыми” мерами изменить ситуацию в свою пользу, и то что об подчиненных вспоминали спустя 3-5 минут после изменения обстановки.
Здесь на лицо видны элементы дезорганизации деятельности, потери нити управления ситуацией, недоработки в предварительной подготовке командира подразделения.
А такое состояние дел в данной, чрезвычайно важной области деятельности ВВ МВД России, не допустимо.
Все это говорит о наличии существенно влияющих на эффективность СБД психологических причин, не достаточный учёт которых будет способствовать появлению низких, не удовлетворяющих командование и заинтересо108

[Back]