Проверяемый текст
Рыжкович, Екатерина Алексеевна; Дисциплина "Гражданское право" как действенный фактор правового воспитания студентов юридических вузов (Диссертация 2005)
[стр. 26]

26 «разъяснения» соответствующим лицом.
Иными словами, сложилась система установок и методов, позволяющих существенно препарировать и даже выхолостить принцип верховенства закона в его
практическом применении.
Как это конкретно происходит, достаточно наглядно показывает сложный
и противоречивый процесс реализации принятых законов.
Мы согласны с мнением В.А.Туманова: «Более чем странно выглядит следующее утверждение А.
Гулыги: «Дефицита правосознания в России не было, дефицит порождение наших дней».
Отнюдь не собираясь приукрашивать
«наши дни», рассуждает А.В.Туманов, заметим, что юридико-нигилистические установки, «дефицит правосознания», столь мешающие сегодня нашему движению к правовой государственности, к сожалению имеют в нашей стране давние исторические, в том числе духовные, истоки»48.
Воспитание у будущих работников правоохранительных органов системы правовых ценностей, уважения к человеку, ко всему правовому вопрос жизни и смерти нашего государства, стремящегося стать понастоящему правовым.
48Туманов В.А.
О юридическом нигилизме.//Нульс реформ.
М.,1989, с.
137.
[стр. 18]

Мы согласны с мнением В.Л.Тумапова: «Болес чем странно выглядит следующее утверждение Л.Гулыгн: «Дефицита правосознания □ России не было, дефицит порождение наших дней».
Отнюдь не собираясь приукрашивать
«паши дни», рассуждает Л.В.Тумапов, заметим, что юрнднко-ннгилистнчсскнс установки, «дефицит правосознания», столь мешающие сегодня нашему движению к правовой государственности, к сожалению имеют в нашей стране давние исторические, в том числе духовные, истоки» [413, 135-147].
Октябрьская революция создала существенные предпосылки для существенной переориентации отношения общественного сознания к нраву.
В их числе первые в истории страны демократические конституции, декларации прав трудящихся и народов, законы, провозгласившие передовые общсствснмо-иолнтнчсскнс и правовые принципы.
В начале 2 0 х годов XX века, с переходом к НЭПу, создана также впервые в истории страны развернутая кодифицированная система права.
Принципиально изменилось содержание нрава, из него, казалось бы, ушло многое, что стимулировало ранее нигилистические установки.
Ленин, особенно в работах последних лет, неоднократно подчеркивал необходимость воспитания уважения к законности, преодоления неразвитости правовой культуры.
Однако заложенный потенциал не получил должной реализации.
Одна из основных причин в том, что в самой правящей партии, в сс руководящих эшелонах после смерти Ленина ис сложилось понимание должной роли права в развитии общественных отношений, и государственном управлении особенно.
В значительной мере это было наследием предшествовавшего периода гражданской войны и военного коммунизма, приверженностью к методам последнего, убеждением в том, что все основные проблемы могут и должны решаться полнтнкоадминнстративнымн методами.
Формула о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами, была доступна и воспринималась куда проще, чем более сложное соотношение диктатуры,

[стр.,24]

«Есть нечто снльмсс нас, п это закон.
Сейчас же миллионы люден не верят ни в какой закон: они верят в ближайшего начальника» [261, 16].
Административно-приказная система неплохо уживается с неразвитой правовой культурой тех, на кого она смотрит сверху вниз.
Иное дело правовое государство, одни из основных аспектов которого взаимная ответственность государства и гражданина, государства и общества.
Если понятие «законность» акцентирует внимание ни исполнении и соблюдении закона, то понятие «правовое государство», включая и этот аспект, одновременно призвано отразить и тс правовые требования, которое общество предъявляет государству, его законодательной, управленческой и судебной деятельности.
Л это в свою очередь означает, что многократно возрастает роль правосознания, а на смену правовой апатии и правовому нигилизму должны прийти активные правовые установки и опрсделсЕшая система ценностей самих юристов.
Нет никаких оснований полагать, что лицо, впитавшее в себя юридико-нигилистические установки, попав па должность, наделенную властью, тотчас избавится от них.
Чаше случается наоборот.
У сотрудников правоохранительных органов правовой нигилизм проявляется прежде всего в приоритет силы собственной власти и силы собственного знания над законом: власть, план, приказ, деньги всс это важнее закона и прав человека.
Действующая политическая система десятилетиями приспосабливалась не к организации общественной жизни в рамках законов, а главным образом к выполнению волевых распоряжений и указаний.
Эга позиция отражалась и на законе (декларативность, неполнота, отсылочность) и на отношении к нему как к документу по преимуществу общего характера, который действует не прямо, а только после его «разъяснения» соответствующим лицом.
Иными словами, сложилась система установок и .методов, позволяющих существенно препарировать и даже выхолостить принцип верховенства закона в его


[стр.,25]

практическом применении.
Как это конкретно происходит, достаточно наглядно показывает сложный
н противоречивый процесс реализации принятых законов.
Вряд ли можно всерьез утверждать, что правовой нигилизм можно преодолеть с помощью юридического всеобуча.
Здесь нужны другие методы, и, прежде всего воспитание уважения к закону, к правам человека, ко всему правовому у самих хранителей законности па любых уровнях организации общества.
Воспитание у будущих юристов системы правовых ценностей, уважения к человеку, ко всему правовому вопрос жизни и смерти нашего государства, стремящегося стать по-настоящему правовым.
1.2.
Система правовых ценностей как* педагоги ческа и проблема Функционирование ценностей это нх воздействие на человеческую деятельность, человеческое поведение, общественную жизнь, развитие культуры.
Воздействие это осуществляется и проявляется по-разному, в зависимости, с одной стороны, от характера того или иного вида ценности религиозных или эстетических, политических или нравственных, с другой от особенностей аксиологического субъекта индивидуального пли совокупного, тон пли иной социальной группы или человечества в целом, наконец, от того, функционирует ли ценность внутри духовного мира субъекта, влияя, так или иначе, на его целостное сознание, деятельность н поведение, пли же, будучи воплощенной, онредмечеппой тем или иным образом, она сталкивается с ценностями других субъектов и получает возможность оказывать влияние на их сознание, поведение, изменение ценностных ориентаций.
Поскольку ценностное отношение является одним из видов духовной деятельности, взаимосвязанным со всеми другими, и выполняет

[Back]