26 «разъяснения» соответствующим лицом. Иными словами, сложилась система установок и методов, позволяющих существенно препарировать и даже выхолостить принцип верховенства закона в его практическом применении. Как это конкретно происходит, достаточно наглядно показывает сложный и противоречивый процесс реализации принятых законов. Мы согласны с мнением В.А.Туманова: «Более чем странно выглядит следующее утверждение А. Гулыги: «Дефицита правосознания в России не было, дефицит порождение наших дней». Отнюдь не собираясь приукрашивать «наши дни», рассуждает А.В.Туманов, заметим, что юридико-нигилистические установки, «дефицит правосознания», столь мешающие сегодня нашему движению к правовой государственности, к сожалению имеют в нашей стране давние исторические, в том числе духовные, истоки»48. Воспитание у будущих работников правоохранительных органов системы правовых ценностей, уважения к человеку, ко всему правовому вопрос жизни и смерти нашего государства, стремящегося стать понастоящему правовым. 48Туманов В.А. О юридическом нигилизме.//Нульс реформ. М.,1989, с. 137. |
Мы согласны с мнением В.Л.Тумапова: «Болес чем странно выглядит следующее утверждение Л.Гулыгн: «Дефицита правосознания □ России не было, дефицит порождение наших дней». Отнюдь не собираясь приукрашивать «паши дни», рассуждает Л.В.Тумапов, заметим, что юрнднко-ннгилистнчсскнс установки, «дефицит правосознания», столь мешающие сегодня нашему движению к правовой государственности, к сожалению имеют в нашей стране давние исторические, в том числе духовные, истоки» [413, 135-147]. Октябрьская революция создала существенные предпосылки для существенной переориентации отношения общественного сознания к нраву. В их числе первые в истории страны демократические конституции, декларации прав трудящихся и народов, законы, провозгласившие передовые общсствснмо-иолнтнчсскнс и правовые принципы. В начале 2 0 х годов XX века, с переходом к НЭПу, создана также впервые в истории страны развернутая кодифицированная система права. Принципиально изменилось содержание нрава, из него, казалось бы, ушло многое, что стимулировало ранее нигилистические установки. Ленин, особенно в работах последних лет, неоднократно подчеркивал необходимость воспитания уважения к законности, преодоления неразвитости правовой культуры. Однако заложенный потенциал не получил должной реализации. Одна из основных причин в том, что в самой правящей партии, в сс руководящих эшелонах после смерти Ленина ис сложилось понимание должной роли права в развитии общественных отношений, и государственном управлении особенно. В значительной мере это было наследием предшествовавшего периода гражданской войны и военного коммунизма, приверженностью к методам последнего, убеждением в том, что все основные проблемы могут и должны решаться полнтнкоадминнстративнымн методами. Формула о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами, была доступна и воспринималась куда проще, чем более сложное соотношение диктатуры, «Есть нечто снльмсс нас, п это закон. Сейчас же миллионы люден не верят ни в какой закон: они верят в ближайшего начальника» [261, 16]. Административно-приказная система неплохо уживается с неразвитой правовой культурой тех, на кого она смотрит сверху вниз. Иное дело правовое государство, одни из основных аспектов которого взаимная ответственность государства и гражданина, государства и общества. Если понятие «законность» акцентирует внимание ни исполнении и соблюдении закона, то понятие «правовое государство», включая и этот аспект, одновременно призвано отразить и тс правовые требования, которое общество предъявляет государству, его законодательной, управленческой и судебной деятельности. Л это в свою очередь означает, что многократно возрастает роль правосознания, а на смену правовой апатии и правовому нигилизму должны прийти активные правовые установки и опрсделсЕшая система ценностей самих юристов. Нет никаких оснований полагать, что лицо, впитавшее в себя юридико-нигилистические установки, попав па должность, наделенную властью, тотчас избавится от них. Чаше случается наоборот. У сотрудников правоохранительных органов правовой нигилизм проявляется прежде всего в приоритет силы собственной власти и силы собственного знания над законом: власть, план, приказ, деньги всс это важнее закона и прав человека. Действующая политическая система десятилетиями приспосабливалась не к организации общественной жизни в рамках законов, а главным образом к выполнению волевых распоряжений и указаний. Эга позиция отражалась и на законе (декларативность, неполнота, отсылочность) и на отношении к нему как к документу по преимуществу общего характера, который действует не прямо, а только после его «разъяснения» соответствующим лицом. Иными словами, сложилась система установок и .методов, позволяющих существенно препарировать и даже выхолостить принцип верховенства закона в его практическом применении. Как это конкретно происходит, достаточно наглядно показывает сложный н противоречивый процесс реализации принятых законов. Вряд ли можно всерьез утверждать, что правовой нигилизм можно преодолеть с помощью юридического всеобуча. Здесь нужны другие методы, и, прежде всего воспитание уважения к закону, к правам человека, ко всему правовому у самих хранителей законности па любых уровнях организации общества. Воспитание у будущих юристов системы правовых ценностей, уважения к человеку, ко всему правовому вопрос жизни и смерти нашего государства, стремящегося стать по-настоящему правовым. 1.2. Система правовых ценностей как* педагоги ческа и проблема Функционирование ценностей это нх воздействие на человеческую деятельность, человеческое поведение, общественную жизнь, развитие культуры. Воздействие это осуществляется и проявляется по-разному, в зависимости, с одной стороны, от характера того или иного вида ценности религиозных или эстетических, политических или нравственных, с другой от особенностей аксиологического субъекта индивидуального пли совокупного, тон пли иной социальной группы или человечества в целом, наконец, от того, функционирует ли ценность внутри духовного мира субъекта, влияя, так или иначе, на его целостное сознание, деятельность н поведение, пли же, будучи воплощенной, онредмечеппой тем или иным образом, она сталкивается с ценностями других субъектов и получает возможность оказывать влияние на их сознание, поведение, изменение ценностных ориентаций. Поскольку ценностное отношение является одним из видов духовной деятельности, взаимосвязанным со всеми другими, и выполняет |