Проверяемый текст
Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. — М.: "СМЫСЛ", 1992
[стр. 50]

50 Различия в оценках одних и тех же ценностей мужчинами и женщинами достигают статистически значимых пределов, для 12 из 18 терминальных ценностей и для 8 инструментальных.
В частности, мужчины более высоко ставят материальную обеспеченность, свободу, социальное признание, высокие
запасы, эффективность и делах, рационализм и воображение.
Женщины, напротив, дают более высокие оценки внутренней гармонии, самоуважению, спасению души, жизненной мудрости, терпимости,
♦ жизнерадостности, аккуратности, чуткости.
Ряд ценностных ориентации связан монотонными зависимостями с уровнем дохода.
В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь, и снижается таких, как материальная обеспеченность, спасение души, терпимость, аккуратность, готовность помочь.
Частично эти сдвиги обусловлены уровнем образования, с которым положительно связаны ощущение успеха, любовь, жизненная мудрость, широта взглядов, ответственность, независимость, воображение и отрицательно связаны ценности спасения души, удовольствия, жизнерадостности, вежливости и исполнительности.

С возрастом повышается ранг таких ценностей как истинная дружба и готовность помочь и снижается любви и чуткости.
Остальные ценности демонстрируют неоднозначную динамику.
М.
Рокич исследовал также зависимость ценностных ориентации от
Ф целого ряда других факторов: от религиозных и политических убеждений, от расистских и антикоммунистических установок, связь ценностных ориентации с участием в демонстрациях за гражданские права и в движении хиппи.
Методика нашла широкое применение также в кросскультурных исследованиях.

Достоверность методики.
Метод прямого ранжирования ценностей абсолютно "прозрачен" для испытуемых и не защищен от возможных
9
[стр. 3]

3.
Активность с выходом за рамки социальных требований активность в рамках социальных требований.
4.
Требовательность к жизни легкое отношение к жизни.
5.
Независимость от социума ориентация на социум.
6.
Жизнь для себя жизнь для общества.
7.
Абстрактное человеколюбие межличностные связи (только терминальные ценности).
Из шести факторов, выделенных у мужчин, все, кроме последнего, были биполярными и все включали в себя обе группы ценностей, хотя не всегда равномерно.
Так, факторы 4 и 5 образованы преимущественно инструментальными ценностями с минимальным вкладом терминальных.
Вот краткие обозначения факторов: 1.
Индивидуальная конформная жизненная позиция.
2.
Альтруизм-самодостаточность.
3.
Мужской тип ориентации женский тип ориентации.
4.
"Умеренность и аккуратность" результативность.
5.
Сдержанность протест.
6.
Полнота жизни (униполярный).
При содержательной интерпретации этих результатов необходимо, однако, учитывать, что исследование проводилось в 1988 г., и есть все основания полагать, что сегодня результаты были бы иными.
Надежность М.
Рокичем проверялась устойчивость ценностной структуры к ретестированию через временные интервалы от 3 недель до 14-16 месяцев на выборках студентов колледжей.
Были получены следующие результаты для формы Д теста (коэффициент Спирмена): 3 нед.
7 нед.
2-4 мес.
14-16 мес.
Терминальные ценности 0,78 0,78 0,76 0,69 Инструментальные ценности 0,72 0,71 0,65 0,61 Для отдельных ценностей при ретестировании с интервалом 3-7 недель показатель устойчивости варьирует от 0,51 до 0,88 (терминальные ценности) и от 0,45 до 0,70 (инструментальные ценности) (Rokeach, 1973).
Для адаптированного варианта методики при ретестировании с интервалом в 2 недели были получены средние показатели надежности 0,82 (для терминальных ценностей) и 0,79 (для инструментальных) (Саморегуляция, 1969).
В целом, как по американским, так и по советским данным устойчивость терминальных ценностей оказалась выше, чем инструментальных, примем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность.
Кроме того, по данным Рокича, устойчивость терминальных ценностей связана с устойчивостью инструментальных невысокой, но значимой корреляцией.
Наиболее устойчивыми оказались ценности, .
имеющие самые высокие и самые низкие ранги.
О валидности методики косвенно свидетельствуют результаты, полученные при обследовании различных социальных групп.
Различия в оценках одних и тех же ценностей мужчинами и женщинами достигают статистически значимых пределов для 12 из 18 терминальных ценностей и для 8 инструментальных.
В частности, мужчины более высоко ставят материальную обеспеченность, свободу, социальное признание, высокие
запросы, эффективность в делах, рационализм и .воображение.
Женщины, напротив, дают более высокие оценки внутренней гармонии, самоуважению, спасению души, жизненной мудрости; терпимости,
жизнерадостности, аккуратности, чуткости (Rokeach, 1973, с.57-58).
По отечественным данным, полученным на выборке ИТР в г.
Москве, мужчины выше ценят здоровье, материальную обеспеченность, интересную работу, продуктивную жизнь, а также твердую волю и жизнерадостность.
Женщины, в свою очередь, выше ценят уверенность в себе и творчество, а также чуткость, терпимость, широту взглядов, образованность (Д.
А.
Леонтьев, О.
Э.
Калашникова, М.
О.
Калашников, в печати).
Ряд ценностных ориентаций связан монотонными зависимостями с уровнем дохода.
В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь, и снижается таких, как материальная обеспеченность, спасение души, терпимость, аккуратность, готовность помочь.
Частично эти сдвиги обусловлены уровнем образования, с которым положительно связаны ощущение успеха, любовь, жизненная мудрость, широта взглядов, ответственность, независимость, воображение и отрицательно связаны ценности спасения души, удовольствия, жизнерадостности, вежливости и исполнительности.

Относительно невелики различия ценностных ориентации у белых и чернокожих американцев, уравненных по уровню дохода и образованию.
Белые выше ценят семейное благополучие, красоту природы и искусства, чуткость; чернокожие американцы материальную обеспеченность, равенство, аккуратность и исполнительность.
С возрастом повышается ранг таких ценностей как истинная дружба и готовность помочь и снижается любви и чуткости.
Остальные ценности демонстрируют неоднозначную динамику.
М.
Рокич исследовал также зависимость ценностных ориентации от
целого ряда других факторов: от религиозных и политических убеждений, от расистских и антикоммунистических установок, связь

[стр.,4]

ценностных ориентации с участием в демонстрациях за гражданские права и в движении хиппи.
Методика нашла широкое применение также в кросскультурных исследованиях.

Интерес представляют данные о связи ценностных ориентации с различными характеристиками личности.
Так, в частности, было показано, что люди, склонные к догматизму, ставят выше ценности спасения души, социального признания и исполнительности и ниже свободу, равенство и широту взглядов.
Испытуемые с внутренним локусом контроля (опросник Дж.
Роттера) ставят выше внутреннюю гармонию, национальную безопасность, образованность, высокие запросы; испытуемые с внешним локусом контроля самоуважение, готовность помочь, жизнерадостность (Rim, 1970).
По отечественным данным (Д.
А.
Леонтьев, О.
Э.
Калашникова, М.
О.
Калашников) у мужчин практически не обнаружилось значимых корреляций ценностных предпочтений с локусом контроля (опросник УСК).
Напротив, у женщин общая интернальность значимо коррелирует с предпочтением активной жизни и познания, а общая экстернальность развлечений.
Экстернальность в области достижений сочетается у них с ценностями материальной обеспеченности и развития, а экстернальность в области неудач с ценностью уверенности в себе.
Интернальность в области неудач коррелирует с жизненной мудростью.
В том же исследовании были выявлены значимые корреляции ряда ценностных предпочтений с осмысленностью жизни для объединенной выборки мужчин и женщин: положительные для "активной деятельной жизни" и "общественного признания" и отрицательные для "развлечений", "свободы" и "уверенности в себе".
Некоторые из этих корреляций на первый взгляд противоречат здравому смыслу (низкая значимость свободы и уверенности в себе для людей с высокой осмысленностью жизни и уверенности в себе для людей с интернальным локусом контроля).
Эти результаты объясняются, однако, тем, что уверенность в себе и свобода являются для них во многом уже достигнутыми, реализованными и не актуальными в качестве целей; по сути, для них они уже выполняют роль не терминальных, а скорее инструментальных ценностей.
Этот феномен возможной "инструментализации" терминальных ценностей необходимо учитывать при качественной интерпретации результатов методики.
Достоверность методики.
Метод прямого ранжирования ценностей абсолютно "прозрачен" для испытуемых и не защищен от возможных
фальсифицирующих стратегий.
М.
Рокич считает, что поскольку все ценности из предлагаемого набора являются социально одобряемыми, единственным критерием их сравнения выступает собственная система ценностей испытуемого, и, по его мнению, методика является по сути проективной.
Однако, результаты проведенных им же экспериментов говорят о том, что испытуемые хорошо справляются с задачей ранжирования ценностей референтных социальных групп.
Специальное исследование Келли, Силвермена и Кохрейна (Rokeach, 1973, с.42) выявило отсутствие связи между близостью иерархий ценностных ориентации при стандартной инструкции и при инструкции произвести благоприятное впечатление, с одной стороны, и показателем социальной желательности по специальному опроснику Марлоу-Кроуна, с другой.
Из этих результатов следует, что выполнение испытуемыми требований стандартной инструкции в "обычных" условиях практически не подвержено влиянию фактора социальной желательности, хотя при желании испытуемые без труда могут воспроизвести социально желательную иерархию.
Нами были проведены аналогичные исследования на материале списков ценностей А.
Гоштаутаса, А.
А.
Семенова и В.
А.
Ядова.
Корреляции результатов по стандартной инструкции и по инструкции социальной желательности оказались невысоки.
Сильнее всего инструкция социальной желательности отразилась на положении таких ценностей, как общая хорошая обстановка в стране и в мире, равенство, исполнительность, непримиримость к недостаткам, ответственность (в сторону повышения), а также любовь, здоровье, жизнерадостность, независимость, терпимость (в сторону понижения).
Помимо этого, при ранжировании по инструкции социальной желательности практически для всех терминальных ценностей в той или иной степени уменьшается индивидуальный разброс оценок (для инструментальных ценностей аналогичный анализ не проводился).
Одновременно увеличивалось сходство результатов мужчин и женщин по обоим спискам ценностей.
Эти результаты не позволяют согласиться с зачислением данного теста в разряд проективных.
Хотя тест сам по себе не провоцирует испытуемых на неискренние ответы, в каждом отдельном случае приходится полагаться на их добрую волю.
Соответственно, ограничивается круг референтных диагностических задач: методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Достоинства и недостатки методики.
Достоинством методики является ее компактность, быстрота в проведении и обработке результатов.
Не менее существенным достоинством является ее универсальность пригодность для использования, на разных контингентах испытуемых и для решения разных задач.
Наконец, большим достоинством методики является ее гибкость возможность для решения определенных задач варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции, получая тем самым дополнительную информацию.
К недостаткам, помимо возможности фальсификации результатов, следует отнести неоднозначность критериев ранжирования, выражающуюся в том.
что одни испытуемые, ранжируя список ценностей, учитывают степень их насущности, другие же ориентируются только на их абсолютную значимость; одни соотносят их со своей индивидуальной жизнью, другие учитывают их значимость для общества и человечества в целом.
Чтобы в какой-то степени преодолеть эту неоднозначность, необходимо учитывать

[Back]