Проверяемый текст
Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. — М.: "СМЫСЛ", 1992
[стр. 53]

53 группироваться и инструментальные ценности.
Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).
Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, * самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность).
Выделяется группа ценностей самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) и ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).
Можно, наконец, выделить ценности интеллектуальные (образованность, рационализм, самоконтроль) и ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

1.
Индивидуальная диагностика с использованием дополнительных инструкций.
Много дополнительной информации
мы получили, сравнивая результаты ранжирования по стандартной инструкции с результатами ранжирования по дополнительным инструкциям, конкретный выбор которых определяется целями исследования.
Одна из возможных дополнительных инструкций инструкция на "Я% идеальное": "Представьте себе, что Вы стали таким, каким мечтаете быть.
Как Вы в этом случае проранжируете те же ценности?" Сравнение результатов ранжирования списка терминальных ценностей по этой и стандартной инструкции (испытуемыми были молодые рабочие и ИТР) показало, что для Я-идеального возрастает значимость таких ценностей, как активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, продуктивная жизнь, развитие, счастье других, творчество.
Напротив, снижается ранговое
[стр. 5]

не только значимость, но и одновременно степень актуальности (или, напротив, реализованности) ценностей.
Так, Е.
Б.
Фанталова (1992) использовала дополнительное ранжирование списка ценностей по критерию их доступности.
Более удобным представляется методический прием, предложенный С.
Р.
Пантилеевым: после завершение ранжирования обоих списков испытуемому предлагается оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.
Как недостаток методики можно рассматривать и закрытый, фиксированный характер списков ценностей, что ограничивает диапазон возможных ответов.
Применение методики изучения ценностных ориентации.
1.
Индивидуальная диагностика.
С этой целью методика может применяться как вспомогательная, дополняющая данные, полученные, с помощью ТАТ и других многосторонних диагностических методов.
Анализируя индивидуальную иерархию ценностных ориентации, следует обратить внимание на то, как отдельные ценности группируются испытуемым в содержательные блоки.
Как правило, индивидуальная иерархия представляет собой "последовательность достаточно хорошо разграничиваемых между собой "блоков".
Ценности могут объединяться в такие блоки по разным основаниям.
Вот несколько примеров для терминальных ценностей.
Нередко группируются вместе конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и "абстрактные" ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.).
Возможно Объединение ценностей профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь).
Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) в противовес ценностям межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).
Возможно объединение ценностей активных (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусство, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).
По отчасти близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности.
Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).
Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность).
Выделяется группа ценностей самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) и ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).
Можно, наконец, выделить ценности интеллектуальные (образованность, рационализм, самоконтроль) и ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Разумеется, перечисленными вариантами не исчерпываются все возможности субъективного структурирования испытуемым своей системы ценностных ориентации.
Искусство психодиагноста заключается в том, чтобы в каждом случае уловить индивидуальную закономерность.
Более того, если ни одной закономерности выделить не удается, то можно либо говорить о несформированности у испытуемого системы ценностных ориентации (в частности, в подростковом и юношеском возрасте), либо подозревать фальсификацию ответов.
2.
Индивидуальная диагностика с использованием дополнительных инструкций.
Много дополнительной информации
можно получить, сравнивая результаты ранжирования по стандартной инструкции с -результатами ранжирования по дополнительным инструкциям, конкретный выбор которых определяется целями исследования.
Одна из возможных дополнительных инструкций инструкция на "Я-идеальное": "Представьте себе, что Вы стали таким, каким мечтаете быть.
Как Вы в этом случае проранжируете те же ценности?" Сравнение результатов ранжирования списка терминальных ценностей по этой и стандартной инструкции (испытуемыми были молодые рабочие и ИТР) показало, что для Я-идеального возрастает значимость таких ценностей, как активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, продуктивная жизнь, развитие, счастье других, творчество.
Напротив, снижается ранговое
место таких ценностей, как любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие друзей, общественное признание, свобода,, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе.
В том же исследовании использовалась еще одна дополнительная инструкция: "Расположите Ценности так, как это сделали бы, по-Вашему, большинство людей".
Характерно, что большинство ценностей при ранжировании по стандартной инструкции (Я-реальное) занимают среднее положение между местом при ранжировании по инструкции "большинство людей" и местом при ранжировании по инструкции "Я-идеальное".
Может быть задан и более абстрактный идеал: "Расположите ценности так, как это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях".
В исследовании, проведенном на студентах МГУ, из числа испытуемых-мужчин 58% описывали совершенного мужчину, для остальных пол не играл роли.
Из испытуемых-женщин для 50% пол не играл рол», 40% описывали мужчину и лишь 10% -женщину.
В иерархии ценностных ориентации по такой дополнительной инструкции у женщин повышается значимость

[Back]