Проверяемый текст
Оборин, Дмитрий Евгеньевич; Привлечение в качестве обвиняемого в российском уголовном процессе (Диссертация 2005)
[стр. 107]

обвинения по поручению следователя работником органа дознания в другой местности.
Однако нам представляется более обоснованной другая точка зрения о том, что следователь не вправе поручать предъявление обвинения и допрос обвиняемого.
Это объясняется тем, что поручение
о производстве отдельных следственных действий является определенным изъятием из принципа непосредственности, поэтому его пределы должны быть ограничены.
Иначе институт подследственности теряет всякий смысл — можно все поручить другому органу, которому дело
неподследственно.
Следователь обязан лично выполнить процессуальные действия (и не имеет право поручить их выполнение другому), когда следственные или иные процессуальные действия связаны с
принятием решений, определяющих направление расследования, а также действия по проведению значимых для формирования позиции сторон действий, к которым относится предъявление обвинения и допрос обвиняемого.
Важным моментов в реализации рассматриваемого процессуального решения являются сроки предъявления обвинения.
Первоначальное обвинение, содержащееся в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, должно быть ему предъявлено не позднее
трех суток со дня вынесения.
Ограничение времени для предъявления обвинения реализует международно-правовые принципы: право обвиняемого «быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения» и право иметь достаточное время и возможности для подготовки защиты (п.п.
«а» и
«Ь» п.
3 ст.
6 Конвенции о защите прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 г.).

Это приводит к выводу о том, что следователь при наличии возможности должен предъявить обвинение как можно раньше, не дожидаясь истечения трехсуточного срока.
Вместе с тем, обвинение может быть предъявлено и по истечении трехсуточного срока при наличии объективных препятствий: неявка обвиняемого или его защитника; невозможность вызова обвиняемого из-за неизвестности места
[стр. 103]

103 этой позиции оценим аргументацию оппонентов, а затем приведем свои доводы.
По поводу первого аргумента —ссылки на действующий закон обратимся к словам известного профессора И.Б.
Михайловской, которая на одном из своих выступлении сказала: «процессуальная наука начинается там, где мы можем сказать законодателю «Нет!».
То есть задача пауки состоит в теоретической разработке и обоснованию необходимых изменений действующих норм, а не лишь к их комментарию.
Кроме того, отечественная законодательная традиция нс столь однозначна.
УПК 1922 и 1923 года, указывая на приведение «оснований привлечения» подразумевали именно доказательства.
Любопытно, что УПК всех союзных республик ССР не требовали указывать доказательства в тексте постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, за исключением ст.
162 УПК Латвийской ССР, которая устанавливала, что в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого могут быть указаны «основные доказательства, которые найдет возможным указать следователь».
На основе этой формулировки проф.
В.Д.
Арсеньев предложил изложить данную норму так: «...Основные доказательства, которые найдет возможным указать следователь, с приведением мотивов, почему эти доказательства положены им в основу обвинения»1 .
Кроме того, толковать действующее законодательство надо в системе.
Если нормы УПК РФ противоречат нормам Конституции РФ или общепризнанным нормам международного права, то последние имеют приоритет.
Так, обвиняемый имеет международно-правовое право «быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения» (п.п.
«а» п.
3 ст.
6 Конвенции о защите прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 года;
п.
«а» ч.
3 ст.
14 Пакта о гражданских и политических правах) Подробное уведомление об ос1Арсеньев В.
Д , Указ.
соч.
51

[стр.,116]

116 Предъявление обвинения подчиняется некоторым общим правилам, регулирующим этот институт.
Выделим для анализа три правила, имеющие наибольшее значение на практике: а) соблюдение правил подследственности уголовных дел; в) срочность предъявления обвинения; г) обязательные участники данных процессуальных действий.
Проф.
Л.М.
Карпеева вполне допускает предъявление обвинения по поручению следователя работником органа дознания в другой местности1 2.
Однако нам представляется более обоснованной другая точка зрения о том, что следователь не вправе поручать предъявление обвинения и допрос обвиняемого3.
Это объясняется тем, что поручение
процессуальных действий является определенным изъятием из принципа непосредственности, поэтому его пределы должны быть ограничены.
Иначе институт подследственности теряет всякий смысл можно все поручить другому органу, которому дело
неподследствснио, Следователь обязан лично выполнить процессуальные действия (и не имеет право поручить их выполнение другому), когда следственные или иные процессуальные действия связаны с оценкой доказательств в их совокупности, т.
е.
с принятием решений, определяющих направление расследования, а также действия по проведению значимых для формирования позиции сторон действий, к которым относится предъявление обвинения и допрос обвиняемого.
По изученным уголовным делам мы не встретили ни одного поручения следователя о предъявлении обвинения и первом допросе обвиняемого.
Следующий момент сроки предъявления обвинения.
Первоначальное обвинение, содержащееся в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, должно быть ему предъявлено не позднее
3 суток со дня вынесения.
Ограничение времени для предъявления обвинения реализует международноправовые принципы: право обвиняемого «быть незамедлительно и подробно
1Подробнее о субъектах, уполномоченных предъявлять обвинение см.: Сгаткус 13.Ф.
и др.
Предъявленке обвинения и составление обвинительного заключения.
М., 2002.
С.
14-17.
Проблема предъявления обвинения дознавателем будет рассмотрена нами в отдельном параграфе.
3См.: Комментарий к УПК РФ / Под рсд.
А.В.
Смирнова.
СПб., 2004.
С.
400.


[стр.,117]

117 уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения» и право иметь достаточное время и возможности для подготовки защиты (п.п.
«а» и
«Ъ» п.
3 ст.
6 Конвенции о защите прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 года).
Это приводит к выводу о том, что следователь при наличии возможности должен предъявить обвинение как можно раньше, не дожидаясь истечения трехсуточного срока.
Вместе с тем, обвинение может быть предъявлено и по истечении трехсуточного срока при наличии объективных препятствий: неявка обвиняемого или его защитника; невозможность вызова обвиняемого из-за неизвестности места
его нахождения; кратковременная болезнь обвиняемого; помещение обвиняе.мого в психиатрический стационар для производства судебнопсихиатрической экспертизы (ч.
Э ст.
203 УПК); стихийное бедствие и др.
В этих случаях обвинение предъявляется в день фактической явки обвиняемого или в день его привода1 .
Кроме должностного лица, предъявляющего обвинение, и самого обвиняемого, обязательными участниками данной процедуры могут быть защитник, законный представитель и переводчик.
Обвинение всегда должно предъявляться в присутствии защитника, за исключением случая, когда принят отказ обвиняемого от защитника (п.
1 ч.
1 ст.
51 УПК).
При этом защитник должен быть лицом, имеющим право выступать в качестве защитника.
В досудебном производстве в качестве защитника может выступать только адвокат.
Так, судебная практика не признает надлежащим защитником работников каких либо юридических фирм, не являющихся коллегиями адвокатов1 2.
Иначе будет нарушено право граждан на квалифицированную юридическую помощь.
При этом надо иметь в виду, что закон предусматривает случаи обязательного участия защитника (ст.
51 УПК).
Отсутствие защитника в таких случаях является существенным нарушением закона (п.
4 ч.
2 ст.
381 1При произволен# психиатрической экспертизы обвинение предъявляется незамедлительно (не позже 3 суток) после получения заключения экспертов.
Если обвиняемый признан невменяемым, то ему обвинение не предъявляется, а начинается производство по применению принудительных мер медицинского характера в порядке, предусмотренном главой SI УПК.
2 бюллетень Верховного Суда РФ.
1999, № 2.С.
16-17.

[Back]