Проверяемый текст
Оборин, Дмитрий Евгеньевич; Привлечение в качестве обвиняемого в российском уголовном процессе (Диссертация 2005)
[стр. 40]

применение меры пресечения до предъявления обвинения'1 С точки зрения проф.
М.А.
Чельцова, в уголовное преследование входит также возбуждение уголовного дела.2 В действующем уголовно-процессуальном законодательстве впервые дается понятие «уголовное преследование».
Так, в п.
55 ст.
5 УПК РФ уголовное преследование определяется как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления».
По
мнению проф.
3.3.

Зинатуллина: «Уголовное преследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и имеет место на всем протяжении производства по уголовному делу, во всех стадиях уголовного процесса, т.е.
до тех пор, пока есть основания считать определенное лицо виновным в совершении преступления и заслуживающим применения к нему подлежащей отбытию той или иной меры уголовного наказания...
По своему содержанию уголовным преследованием охватывается весь возможный комплекс действий и отношений, связанных с задержанием лица по подозрению в совершении преступления, применением мер уголовно-процессуального пресечения, производством комплекса действий, связанных с собиранием, исследованием и оценкой средств доказывания (доказательств, их источников и способов получения и использования доказательств), направленных на его изобличение, обоснование уголовной ответственности и осуждения, а
также обеспечение правового режима отбывания назначенного по приговору суда наказания».3 Таким образом, анализ имеющихся в юридической литературе точек зрения свидетельствует о том, что уголовное преследование понимается как процессуальная деятельность и в этом имеет явное сходство с понятием обвинения в процессуальном смысле и обвинением как процессуальной функцией.
Более того, ряд ученых прямо отождествляют обвинение и уголовное '
Строгович М.С.
Указ.
соч.
С.
194; Ларин А.М.
Указ.
соч.
С.
39.
2Дельцов М.А.
Советский уголовный процесс.
М., 1951.
С.
88-89.
3Зииатуллин 3.3., Зинатуллин Т.3.
Общие проблемы обвинения и защиты по уголовным делам.
Ижевск, 1997.
[стр. 37]

37 ской Федерации» в редакции Закона от 17 ноября 1995 г.
Очевидно, поэтому уголовное преследование применительно к прокуратуре раскрывается как функция, состоящая «в возбуждении уголовного дела по основаниям и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, в осуществлении расследования преступлений, в решении вопроса о направлении уголовных дел для рассмотрения в суд независимо от того, каким органом осуществлено расследование, и в поддержании государственного обвинения в суде по любому уголовному делу»1 .
В действующем уголовно-процессуальном законодательстве
используется понятие возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица (ст.
223 УПК РФ), а также привлечение к уголовному преследованию (ст.
23 УПК РФ).
В пункте 55 ст.
5 УПК уголовное преследование определяется как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
По мнению проф.
3.3.

Зииатуллина: «Уголовное преследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и имеет место на всем протяжении производства по уголовному делу, во всех стадиях уголовного процесса, т.е.
до тех пор, пока есть основания считать определенное лицо виновным в совершении преступления и заслуживающим применения к нему подлежащей отбытию той или иной меры уголовного наказания...
По своему содержанию уголовным преследованием охватывается весь возможный комплекс действий и отношений, связанных с задержанием лица по подозрению в совершении преступления, применением мер уголовно-процессуального пресечения, производством комплекса действий, связанных с собиранием, исследованием и оценкой средств доказывания (доказательств, их источников и способов получения и использования доказательств), направленных на его изобличение, обоснование уголовной ответственности и осуждения, а
Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации».
М., 1996.
С.
3.


[стр.,38]

38 также обеспечение правового режима отбывания назначенного по приговору суда наказания»1 .
Таким образом, приведенные научные положения и нормы законодательства показывают, что уголовное преследование понимается как процессуальная деятельность и в этом имеет явное сходство с понятием обвинения в процессуальном смысле и обвинением как процессуальной функцией.
Более того, ряд ученых прямо отождествляют обвинение и уголовное
преследование, определяя эти понятия через друг друга1 2.
Поэтому возникла точка зрения, что возбуждение уголовного преследования — это привлечение лица в качестве обвиняемого3.
По мнению В.
Познанского, в ходе дискуссии, проходившей в 1950— 1951 гг., большинство советских процессуалистов высказалось за то, что понятия «уголовное преследование» и «обвинение» тождественны и что уголовное преследование может иметь место лишь в отношении индивидуально-определенного лица, уже привлеченного в качестве обвиняемого4.
Однако нам представляется более верным другая научная позиция, согласно которой между уголовным преследованием и обвинением в процессуальном смысле имеются различия.
Так, Проф.
Л.П.
Гуляев, считая, что необходимо разделять понятия уголовного преследования и обвинения, приводил следующую аргументацию: «Можно обвинить лицо в совершении преступления, осуществив в отношении него до конца функцию обвинения, и в то же время освободить его от уголовной ответственности по основаниям, указанным в законе, т.е.
по существу отказаться от уголовного преследования1.
Здесь, на наш взгляд, совершенно необоснованно смешиваются понятия «уголовное преследование» и «уголовная ответственность».
Как правильно отмечает А.Г.
Халиулин, «уголовная ответственность это понятие материально-правовое, относящееся к 1Зннатуллин 3.3., Зннатуллин Т.З.
Указ.
соч.
С.
7-8.
2Строгович М.С.
Уголовное преследование в советском уголовном процессе.
М., 1951, С.63-65; Строгович М.С.
Курс советского уголовного процесса.
Т.
1.
М, 1968.
С.
192.
3Там же.
4См.
Познанский В.
Возбуждение уголовного дела.
// Социалистическая законность.
1951.
№ 7.


[стр.,43]

43 выдвинутое в порядке, установленным настоящим Кодексом».
В некоторых других статьях УПК (ст.
15, п.
45 ст.
5) используется термин «функция обвинения», который на основе проведенного нами исследования тождественен по содержанию понятию «уголовное преследование».
Поэтому представляется необходимым заменить в указанных статьях слово «обвинение» словосочетанием «уголовное преследование».
В то же время официальное определение уголовного преследования не полностью охватывает одноименную функцию.
Согласно п.
55 ст.
5 УПК РФ, уголовное преследование
это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
По
смыслу этого определения уголовное преследование начинается лишь после появления фигуры подозреваемого.
Предлагаем согласовать в процессуальном законе определения обвинения и уголовного преследования.
Для этого необходимо изменить определение уголовного преследования таким образом: «Уголовное преследование это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения, в целях установления события преступления и изобличения лица в его совершении».
Рассмотрев общие понятия обвинения и уголовного преследования можно перейти к анализу третьего родового понятия «привлечение к уголовной ответственности», которое часто употребляется в одном понятийном ряду с привлечением лица в качестве обвиняемого.
2.
Привлечение к уголовной ответственности.
Основная научная дискуссия разворачивается по вопросу о том, как соотносится привлечение лица в качестве обвиняемого с уголовной ответственностью.
По данному вопросу существуют зри основных позиции, согласно которым термином «привлечение к уголовной ответственности» обозначают:

[Back]