Проверяемый текст
Бушков, Денис Валерьевич. Тайна личной корреспонденции в уголовном праве (Диссертация 2003)
[стр. 56]

информационных технологиях и о защите информации», под информацией понимаются и нематериализованные сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, отраженные в образах, в том числе и вербальных.
Действительно, вполне возможно нарушение тайны
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, которая не отражена в материальном носителе.
Более того, в части 1 ст.
138 УК РФ подразумевается уголовное преследование как раз за нарушение тайны
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, вовсе не отраженной в материальном носителе.
Так, например, обстоит дело с нарушением конфиденциальности сведений, передаваемых посредством
телефонных переговоров.
В случае с нарушением «иных сообщений» вопрос решается аналогично (электронные письма, пейджинговые сообщения, БМБ-сообщения и пр.) В других случаях сведения, составляющие тайну личной информации, всегда зафиксированы на материальный носитель (письмо, телеграфное сообщение).
Необходимо отметить то, что содеянное квалифицируется по ст.
138 УК РФ вне зависимости от того, была та или иная конфиденциальная информация,
составляющая тайну личной информации, объективизирована в материальном носителе либо нет.
На основании выше сказанного, можно сделать вывод о том, что сведения (информация), составляющие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, не могут расцениваться предметом преступления в общепринятом смысле этого определения.
Для более наглядного примера обратимся к действующему законодательству.
Так, в преамбуле Закона РФ «О государственной тайне» (в редакции Федерального закона
РФ от 6 октября 1997 года, с изменениями и дополнениями от 1 января 2005 года) указывается, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
56
[стр. 43]

» Общим для всех этих позиций, является тот факт, что под предметом преступления понимается какая-либо мате* I риальная вещь, имеющая физические характеристики.
Коч нечно, нельзя полностью согласиться с позицией А.Н.
Трайнина о том, что предмету преступления «никакогоI ; <ь * вреда» посягательством не причиняется.
Реальное причинение вреда именно предмету преступления вполне воз можно, но совсем не обязательно.
Проанализируем понимание1 предмета преступления применительно к тайне личнри корреспонденции.4 Как уже отмечалось, тайну изначально составляют I I какие-либо сведения, информация.
Вопрос состоит в том, можно ли расценивать сведения (информацию) в а предмета преступления? Если предмет преступления это, в первую очередь, вещь материального мира, то такими характеристиками может обладать какой-либо носитель информации: письменный документ, компьютерный диск, магнитная лента и т.п.
В упоминавшемся Федеральном законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (ст.
2) под < * информацией понимаются и нематериализованные сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процес, отраженные в образах, в том числе и вербальных.
Действительно, вполне возможно нарушение тайны
личной корреспонденции, которая не отражена в материальном носителе.
Более того, в ч.
1 ст.
138 УК РФ подразумевается уголовное преследование как раз за наруше ние тайны
личнои корреспонденции, вовсе не отраженной в материальном носителе.
4 43

[стр.,44]

Так, например, обстоит дело с нарушением конфиден-* циальности сведений, передаваемых посредством телефон-ь а 4 I I ' ных переговоров.
Да и в случае с нарушением «иных сообр щений» вопрос решается аналогично (электронные письма, пейджинговые сообщения,:БМв-сообщения и пр.)■ 4 В других случаях сведения, составляющие тайну лич\ , ной корреспонденции, всегда зафиксированы на материаль, * 4 Ь ный носитель (письмо, телеграфное сообщение).
Подчеркнем речь идет о том, что сбдеянное квали-ь * : ■ •* фицируется по ст.
138 УК РФ вне зависимости от того, была та или иная конфиденциальная информация,
составI ляющая тайну личной корреспонденции,' объективизированал * * в материальном носителе либо нет.
♦ Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, л -р ш что сведения (информация), составляющие тайну личной корреспонденции, не могут расцениваться предметом преступления в общепринятом смысле этого определения.
Для более наглядного примера обратимся к действующему законодательству.
Так, в преамбуле Закона РФ «ОР государственной тайне» (в редакции Федерального закона
й г ^ РФ от 6 октября 1997 года) указывается, что настоящий » Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отне-а сением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обес4 печения безопасности Российской Федерации.
Таким образом, тайна (в данном случае государственная) лежит в Российская газета.
1997, 9 октября.
44

[стр.,48]

Как известно, буква Уголовного закона говорит о том, что под охрану взяты «права и свободы человека и * • * гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, ...
мир и безопасность* 4 человечества» (ч.
1 ст.
2 УК РФ) как самостоятельные 1 ценности, без обязательной их реализации в общественных4 4 отношениях как таковых то есть в отношениях нескольких (минимум двух) субъектов уголовного правоотноше-а ■ ния.
, ,► I К тому же определение преступления в ч.
1 ст.
14 УК РФ («преступлением признается виновно совершенное 4 общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания»), в отличие от уголовных кодексов советского периода, также прямо не указывает на тот факт, что объектом преступления должны расцениваться только общественные отношения в традиционном их понимании ведь общественно опасное деяние может посягать и на общественно значимые блага и интересы как таковые .
• 4 Все эти рассуждения об объекте уголовно-правовой « охраны имеют самое непосредственное отношение к вопросу о тайне личной корреспонденции в уголовном праве.
В литературе последнего времени предлагалось определить сведения (информацию) , составляющие ту или иную тайну как объект уголовно-правовой охраны.60 По мнению ряда авторов, например, преамбула Закона РФ «О государственной тайне» (в действующей редакции) прямо указывает, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и.
защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

На осно48

[Back]