Проверяемый текст
Бушков, Денис Валерьевич. Тайна личной корреспонденции в уголовном праве (Диссертация 2003)
[стр. 58]

Применительно к составу преступления, предусмотренному в части 1 статьи 138 УК РФ, в современной литературе продолжает доминировать устоявшаяся позиция о том, что: непосредственным объектом являются общественные отношения, «обеспечивающие право граждан на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений»; «обеспечивающие тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений».1 Непосредственным объектом преступления, предусмотренного частью 1 статьи 138 УК РФ, продолжают считаться определенные общественные отношения.
В настоящее время в теории уголовного права обосновывается позиция, что объектом уголовно-правовой охраны могут быть не только общественные отношения в
традиционном их понимании.
Так, A.B.
Наумов последовательно доказывает позицию, согласно которой теория объекта преступления, исключительно как общественного отношения, «не
срабатывает» в целом ряде случаев.2 Так, например, в преступлениях против личности объектом преступных посягательств необходимо считать не столько личность как совокупность общественных отношений, а личность человека в качестве абсолютной ценности.
Таким образом, в уголовно-правовой теории наметился своеобразный поворот, возвращение к пониманию объекта правовой охраны не только как общественного отношения в узком смысле этого слова, но и как «реального блага, интереса» уголовно-правовой охраны.
Полагаем, что такое понимание объекта преступления в большей мере соответствует новой иерархии задач уголовно-правовой охраны, переоценка которых произошла в УК РФ 1996 года.

Уголовный закон говорит о том, что под охрану взяты «права и свободы 1 Курс уголовного права.
Особенная часть.
Т.
3 / Под ред.
Г.Н.
Борзенкова, B.C.
Комиссарова.
—М., 2002.
—С.
340.

2 Наумов A.B.
Российское уголовное право.
Общая часть.
Курс лекций.
М.,
2002.
С.
147-149.
58
[стр. 46]

I щественные отношения специфическая форма всей жизне54 деятельности людей,' сама их жизнедеятельность.
.щ 1 ■ 1 » В советской доктрине, после появления в УК РСФСР 1960 года нормы.
6 нарушении тайны переписки, .обычно 1 1 констатировался тот факт, что непосредственным объектом* р этого преступления является «гарантированное КонституI цией СССР» право граждан на «сохранность» тайны их пе-р Ч реписки.55р Применительно к составу преступления, предусмот■ * I ренному в ч.
X ст.
138 УК РФ, в современной литературе продолжает доминировать устоявшаяся позиция о том, что
I • + + непосредственным объектом являются общественные отношения, «обеспечивающие право граждан на тайну переписки, * * телефонных переговоров и иных сообщений»; «обеспечивающие тайну переписки, телефонных переговоров, графных и иных сообщений».57 Мокроносов Г.В.
Методологические проблемы исследования общественных отношений.
Свердловск, 1972.
С.
14-15; Никифоров Б.С.
Объект преступления по советскому уголовному праву.
М., 1960.
С.
64.
См., например: Советское уголовное право.
Часть Особенная / Под ред.
М.И.
Ковалева, М.А.
Ефимова, Е.А.
Фролова.
М., 1969.
С.
208; Советское уголовное право.
Особенная часть / Под ред.
В.Д.
Меньшагина, Н.Д.
Дурманова, Г.А.
Кригера.
М., 1971.
С.
212.
Отметим немаловажный факт, что не смотря на защиту только «тайны переписки» в первоначальной редакции ст.
135 УК РСФСР 1960 года, в теории уже тогда говорилось о том, что объектом данного преступления должно также расцениваться право на тайну «телеграфной и радиотелеграфной корреспонденции».
См.: Советское уголовное право.
Особенная часть / Отв.
ред.
Н.И.
Загородников.
М., 1973.
С.
283.
Курс уголовного права.
Особенная часть.
Т.
3 / Под ред.
Г.Н.
Борзенкова, B.C.
Комиссарова.
М., 2002.
С.
340Уголовное
право.
Особенная часть.
Т.
1 / Под ред.
Л.Д.
Гаухмана, С.В.
Максимова.
-М., 1999.
-С.
147.
46 »

[стр.,47]

ф Перечень цитат можно продолжить, но их смысл сво» дитсд к тому, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного ч.
1 ст.
138 УК РФ, продолжают
считаться определенные общественные отношения.* В настоящее время в *теории уголовного права обосновывается позиция, что объектом уголовно-правовой охраны могут быть не только общественные отношения в тра-р ■ ь диционном их понимании..
; Так, A.B.
Наумов последовательно доказывает позицию, согласно которой теория объекта преступления, исключительно как общественного отношения, «не
срабатыва-Ш I ет» в целом ряде случаев.
л Так, например, в преступлениях против личности объектом преступных посягательств необходимо считать неф * столько личность как совокупность общественных отношений, а личность человека в качестве абсолютной ценности .
Таким образом, в уголовно-правовой теории наметился своеобразный поворот, возвращение к пониманию объекта правовой охраны не только как общественного отношения в узком смысле этого слова, но и как «реального блага, интереса» уголовно-правовой охраны.59 Полагаем, что такое понимание объекта преступления в большей мере соответствует новой иерархии задач уголовно-правовой охраны, переоценка которых произошла в УК РФ 1996 года.

Наумов A.B.
Российское уголовное право.
Общая часть.
Курс лекций.
М.,
1996.
С.
147-149.
Марголин А.Д.
Из области уголовного права.
Киев, 1907.
С.
138; Таганцев Н.С.
Русское уголовное право.
Лекции.
Часть Общая.
Т.
1.
М., 1994.
С.
116-117.

[Back]