Проверяемый текст
Бушков, Денис Валерьевич. Тайна личной корреспонденции в уголовном праве (Диссертация 2003)
[стр. 92]

«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»1, в соответствии с которым результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, могут быть, использованы в качестве доказательств по делам, лишь тогда, когда они «получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовнопроцессуальным законодательством».
На основе положений ст.
23 Конституции РФ, в
федеральном законодательстве России существуют два императивных основания ограничения права на тайну
почтовых, телеграфных и иных сообщений, не зависящих от воли человека, непосредственно ограничиваемого в этом праве: производство предварительного следствия по уголовному делу и производство оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с федеральным законодательством, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений возможно для решения задачи спасения (если можно так выразиться) публичного интереса, «в жертву» которому может быть принесено сохранение изучаемой тайны.
При производстве предварительного расследования допускаются следующие следственные действия,
ограничивающие исследуемое право: арест, осмотр и выемка почтово-телеграфной корреспонденции; контроль и запись переговоров.
Соответственно разрешены оперативно-розыскные мероприятия в виде контроля почтовых, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.
Универсальным требованием законности ограничения права на тайну
1Бюллетень Верховного Суда РФ.
1996.
№ 1.
С.
5.
92
[стр. 65]

ренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов.
а В любом случае, в течение 48 часов с момента на-• » ♦ I ■ ♦ чала проведения оперативно-розыскного мероприятия ор-♦ ган, 'его осуществляющий, обязан получить судебное реше-I г I ние о проведении такого оперативно-розыскного мероприя* * тия либо прекратить его проведение.
•• » 'При этом в ст.
9 данного закона оговорено, что судья обязан ’незамедлительно рассмотреть ходатайство о ь * Ч , проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничи-4 вающего право на тайну личной корреспонденции.
I * !* » ■ В федеральном законодательстве дублируются положе-ь ния настоящего закона и определяется круг полномочий * * конкретных органов, имеющих право проведения оперативно-розыскных мероприятий (например, в ст.
6 Федерального Закона РФ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 года;77 ст.
5 Закона РФ «О милиции» в редакции Федерального закона РФ от 31 марта 1999 года ).
Особое правоприменительное значение имеет п.
15 * Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от № 8 от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»,79 в соответствии с которым результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, могут быть использованы в качестве доказа77 Собрание законодательства РФ.
1995.
№ 15.
Ст.
1269.
Российская газета.
1999, 8 апреля.
79 Бюллетень Верховного Суда РФ.
1996.
№ 1.
С.
5.
65

[стр.,66]

а тельств по делам, лишь тогда, когда они «получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и про♦ I верены следственными органами в соответствии с уголов-I 4 Л Ш но-процессуальным законодательством».
I 1 Итак, на основе положений ст.
23 Конституции РФ, вк
I I , * федеральном законодательстве России существуют два има % перативных основания ограничения права на тайну личноиа а корреспонденции, не зависящих от воли человека, непосредственно ограничиваемого в этом праве: производство а предварительного следствия ПО уголовному Делу и произ-1 водство оперативно-розыскных мероприятий.
! .
!* Позволителен вывод о том, что в соответствии с фе-* ■ деральным законодательством, ограничение права на тайну * личной корреспонденции возможно для решения задачи спасения (если можно так выразиться) публичного интереса, «в жертву» которому может быть принесено сохранение изучаемой тайны.
При производстве предварительного расследования допускаются следующие следственные действия,
ограничи-I * вающие исследуемое право: арест, осмотр и выемка поч-4 * тово-телеграфной корреспонденции; контроль и запись переговоров .
Соответственно разрешены оперативно-розыскные мероприятия в виде контроля почтовых, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.
Универсальным требованием законности ограничения права на тайну
личной информации является наличие судебного решения для проведения любого из следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий.
Кроме 66

[стр.,149]

частям ст.
137 УК РФ.
Также обоснована позиция о том, что состав преступления, предусмотренный в ч.
3 ст.
138 УК РФ, не должен располагаться в данной статье.
8.
На основе положений ст.
23 Конституции РФ, вщ ^ » * федеральном законодательстве России существуют два императивных основания ограничения права на тайну
личной 4 корреспонденции, не зависящих от воли человека, непосредственно ограничиваемого в этом праве: производство* » предварительного следствия по уголовному делу и произ* водство оперативно-розыскных мероприятий.
С другой сто-* роны, также конституционным основанием ограничения пра-ь • 4 ва на тайну личной корреспонденции является личное волеизъявление лица.
* 9.
В результате обобщения изученных решений Европейского Суда по правам человека, сформулированы щ международно-правовые условия легального ограниченияф л * права на тайну личной корреспонденции, •вводимого без согласия лица.
Сопоставив основания и -пределы императивного ограничения права на тайну личной корреспонденции, сформулированные в международном праве, с одной стороны, и в федеральном защ конодательстве России с другой, обосновывается позищ • ш # ция о том, что законодательные основания ограничения№ права на личную корреспонденцию, указанные в националь-4 ном праве РФ, в целом .соответствуют Европейскому станв дарту 1АравП<здлаввдр$аиением тайны личной корреспонденции следует понимать совершенное любым способом действие * или бездействие, которое причиняет вред указанному интересу уголовно-правовой охраны.
4 а V Ч Р ь * ■ ч Фт • ■ ■ ■ л * * ^ — 4 149

[Back]