Проверяемый текст
Фесенко, Юрий Анатольевич; Исследование резидуально-неврологических синдромов у детей (новые подходы к диагностике и лечению заикания, гиперактивности, тиков и энуреза) (Диссертация 2005)
[стр. 103]

(Рис.4) лишь измененным в некоторых фрагментах направлением взаимодействия между структурами мозга.
Однако поразительные изменения этих взаимоотношений наблюдаются во время гипервентиляции — усиленной дыхательной активности, которая в обычных условиях эквивалентна усиленному дыханию при энергичной двигательной активности ребенка.
В ответ на гипервентиляцию на ЭЭГ по прошествии первой минуты возникают генерализованные вспышки тетаритмической активности в диапазоне частоты 4 Гц (Рис.

7), что сопровождается временным восстановлением полноценных корреляционных связей теменно-затылочной зоны правого полушария с другими областями головного мозга (Рис.
8).
В качестве еще одной иллюстрации к сказанному выше, приводим кросскорреляционный анализ ЭЭГ больного М.В., 8 лет с СДВГ, для фоновой * * записи (Рис.9 и 10) и записи во время гипервентиляции (Рис.
11 и 12).
В фоне * наблюдается нарушение межструктурных связей по сравнению с нормой (связи полные, но обратные —фокусный центр правого полушария является здесь центром «стока»), а при гипервентиляции — их восстановление (он становится центром «истока»).
Итак, в состоянии спокойного бодрствования было показано значительное нарушение межструктурных связей по сравнению с нормой.
Особенно это касалось нарушения взаимодействия лобных структур с другими отделами мозга.
Интересно, что у большинства таких больных во время гипервентиляции наблюдается почти прлное восстановление связей.
Если провести параллели между гипервентиляцией и работой мозга при интенсивной двигательной активности, окажется, что такая активность является приспособительной защитной реакцией организма, направленной на восстановление и поддержание генетически запрограммированных связей между структурами головного мозга, и тем самым сохраняющим нормальное интеллектуальное развитие ребенка..
Интенсивное восстановление таких связей не только
[стр. 175]

наблюдается дельта-активность, по амплитуде сравнимая с основной активностью.
С учетом возраста ребенка, ЭЭГ может расцениваться, как имеющая умеренные отклонения от нормы.
Кросскорреляционный анализ фоновой записи (Рис.
11) показал, что межполушарные отношения имеют динамический характер и практически не отличаются от нормы: наблюдаются изменения чередований опережений в работе височных и центральных отведений правого и левого полушарий, перемежающихся синфазными отношениями.
В то же время кросскорреляционный анализ по отношению к правой теменно-затылочной зоне показал достоверные отличия от нормы, выражающиеся в практическом отсутствии связей этой зоны с лобными отведениями обоих полушарий.
Такие отличия характерны для детей с МДМ и наблюдались нами в других случаях пограничных психических расстройств, например, при тиках.
Таким образом, кросскорреляционный анализ и в этом случае показал значительное сходство с данными Рис.6.
Результаты проведенного психологического тестирования (тест КернаЙерасика, опосредствованное запоминание сходных изображений и т.д.) показали соответствие интеллектуального развития возрастной норме.
На Рис.
12 приведены результаты КЭЭГ больного О.А., 6-ти лет, с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ) и заиканием.
Как и во всех предыдущих иллюстрациях, приведены результаты обработки фоновой записи, то есть записи ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами.
Запись отличается от приводимой ранее усредненной (Рис.6) лишь измененным в некоторых фрагментах направлением взаимодействия между структурами мозга.
Однако поразительные изменения этих взаимоотношений наблюдаются во время гипервентиляции усиленной дыхательной активности, которая в обычных условиях эквивалентна усиленному дыханию при энергичной двигательной активности ребенка.
В ответ на гипервентиляцию на ЭЭГ по прошествии первой минуты возникают генерализованные вспышки тета-ритмической активности в диапазоне частоты4 Гц (Рис.13),
что

[стр.,179]

сопровождается временным восстановлением полноценных кросскорреляционных связей теменно-затылочной зоны правого полушария с другими областями головного мозга (Рис.
14).
Таким образом, можно предположить, что гиперактивность является своего рода защитным механизмом, временно восстанавливающим нормальные связи в коре головного мозга, и тем самым сохраняющим нормальное интеллектуальное развитие ребенка.
Следует заметить, что в данном случае, несмотря на свой юный возраст, больной успешно занимался шахматами и имел четвертый спортивный разряд.
С возрастом описанная тенденция изменения межструктурных взаимоотношений на гипервентиляцию при СНВГ сохраняется, хотя имеет менее выраженный характер.
Наблюдаемые изменения не характерны для других моносимптоматических пограничных расстройств детского возраста.
На РисЛ5 и Рис.16 приведены результаты компьютерного анализа ЭЭГ больного Т.В., 6 лет, страдающего энурезом.
Несмотря на то, что в ходе гипервентиляции в ЭЭГ так же, как и в случае с СНВГ, возникают генерализованные медленноволновые колебания большой амплитуды (Рис.16), количество межструктурных связей не увеличивается, а убывает (Рис.
15).
Такой тенденции не наблюдалось ни в одном случае анализа ЭЭГ при СНВГ.
Механизм возникновения высокоамплитудных медленноволновых изменений биоэлектрической активности, происходящих во время гипервентиляции, до сих пор неизвестен.
Форсирование дыхания приводит к изменению химического состава крови вследствие гипокапнии уменьшения углекислоты, что уменьшает порог возбуждения в коре головного мозга и усиливает распространение возбуждения.
В тоже время возникает так называемый «респираторный» алкалоз изменение кислотно-щелочного состояния организма в сторону его подщелачивания.
Понижение уровня парциального давления углекислоты в крови уменьшает прочность связи кислорода с гемоглобином.

[Back]