Проверяемый текст
Фесенко, Юрий Анатольевич; Исследование резидуально-неврологических синдромов у детей (новые подходы к диагностике и лечению заикания, гиперактивности, тиков и энуреза) (Диссертация 2005)
[стр. 115]

многих ноотропов близок к профилю психостимуляторов (см обзор литературы), что важно при лечении СДВГ.
Классический препарат этой группы ноотропил (также как
пирацетам, луцетам, фенотропил) в терапии детей нами практически не применяется, так как в некоторых случаях он усиливает пароксизмальную активность в разных зонах коры головного мозга и стволовых структурах.
Это не удивительно, ибо тотальное повышение энергетического обмена в клетках головного мозга захватывает также клетки патологических генераторов, возможно даже в большей степени, чем другие клеточные структуры.

В нашей работе мы широко применяем пантогам кальциевую соль Дгомопантеиновой кислоты, имеющую по своим свойствам сходство с ГАМК и пантотеновой кислотой.
При одноразовом применении этот препарат не оказывает заметного влияния на ЭЭГ, но имеет выраженное противосудорожное действие.
Кроме того, пантогам снижает спонтанную двигательную активность, повышает устойчивость к гипоксии, снижает агрессивность и вызывает пролонгирование действия барбитуратов (Ковалев Г.В., 1990; Мосолов С.Н., 1996), не теряя при этом таких
важных свойств, как улучшение памяти, повышение работоспособности, увеличение концентрации внимания (Сухотина Н.К.
и др., 2006).
Имеются данные, что пантогам увеличивает количество межнеиронных соединении за счет включения дополнительных связей в обход нарушенных (Ковлер М.А., Авакумов В.М., 1980), пролонгирует и несколько усиливает действие бензодиазепинов * (клоназепама и др.), что позволяет снизить суточную дозу последних при их совместном приеме.

Пантогам, используемый нами в качестве ноотропного и стимулирующего резервы мозга препарат, при одноразовом применении в рекомендуемых терапевтических дозах не вызывает заметного изменения ЭЭГ-профиля.
В то же время многодневное (в течение
6-ти и более недель) его применение вызывает увеличение мощности альфаи бета-ритмической активности, то есть соответствует действию психостимуляторов.
Понятно, что указанные процессы
[стр. 125]

действие между структурами мозга, что фактически составляет патологическую базу многих психонервных заболеваний и, в частности, резидуально-неврологических расстройств.
Повторим, что тотальная, ненаправленная активация в ряде случаев может усугубить и даже закрепить существующие нарушения во взаимодействии между структурами.
Поэтому всякое такое воздействие, по контролем за работой мозга.
дя активизации резервов мозга нами используются как классические ноотропы препараты, являющиеся нейрометаболическими стимуляторами (ноотропил, луцетам), так и вещества с ноотропным действием (пантогам, этимизол, кавинтон, кортексин).
Основной критерий истиных ноотропных средств избирательная активация энергетического обмена в нервных клетках.
Стимуляция резервов головного мозга ноотропами заключается в вовлечении нейронов (резервных или находящихся ранее под действием медленноволновых процессов) в формирование процессов альфаи бета-ритмической активности.
Классический препарат этой группы ноотропил (также как
луцетам и пирацетам) в терапии детей нами практически не применяется, так как в некоторых случаях он усиливает пароксизмальную активность в разных зонах коры головного мозга и стволовых структурах.
Это не удивительно, ибо тотальное повышение энергетического обмена в клетках головного мозга захватывает также клетки патологических генераторов, возможно даже в большей степени, чем другие клеточные структуры.

Широко применяется пантогам кальциевая соль Д-гомопантеиновой кислоты, имеющая по своим свойствам сходство с ГАМК и пантотсновой кислотой.
Этот препарат при одноразовом применении не оказывает заметного влияния на ЭЭГ, но имеет выраженное противосудорожное действие.
Кроме того, пантогам снижает спонтанную двигательную активность, повышает устойчивость к гипоксии, снижает агрессивность и вызывает пролонгирование действия барбитуратов (Ковалев Г.В., 1990; Мосолов С.Н., 1996), не теряя при этом таких


[стр.,126]

важных свойств, как улучшение памяти, повышение работоспособности, увеличение концентрации внимания.
Имеются данные, что пантогам увеличивает количество межнеиронных соединении за счет включения дополнительных связей в обход нарушенных (Ковлер М.А., Авакумов В.М., 1980), пролонгирует и несколько усиливает действие бензодиазепинов (клоназепама и др.), что позволяет снизить суточную дозу последних при их совместном приеме.

Другим, широко используемым нами препаратом, обладающим ноотропными свойствами, является этимизол.
В больших дозах он оказывает стимулирующее влияние на дыхательный центр, поэтому в клинической практике используется как дыхательный аналептик.
Однако в дозах не более 1 мг/кг (per os) улучшает краткосрочную и долгосрочную память, а также способствует повышению умственной работоспособности (Зайцев Ю.В., Лосев С.С., 1979).
Считается также, что этимизол обладает уникальным свойством потенциировать любые другие воздействия на мозг, примененные на его фоне, как фармакологические, так и электрополевые (Смирнов В.М., Резникова Т.Н., 1988).
В справочнике М.Д.
Машковского (1997) этимизол отнесен к группе психомоторных стимуляторов (наряду с фенамином и сиднокарбом), а в руководстве Г.В.
Ковалева (1990) этот препарат причислен к группе ноотропов.
Приводится даже сравнительная дозовая шкала равного ноотропного эффекта различных ацефен лев Г.В., 1990, с.98).
В нашей практике при одноразовом приеме этимизола 0,05 до 0,1 г ежедневно в течение месяца побочных явлений не возникало (результат получен на 1000 больных; на 100 больных проводился контроль двойным слепым методом).
Дозировка рассчитывалась из значения 0,5-1,0 мг/кг.
Пантогам и этимизол, используемые нами в качестве ноотропных и стимулирующих резервы мозга препаратов, при одноразовом применении в рекомендуемых терапевтических дозах не вызывают заметного изменения ЭЭГ-профиля.
В то же время многодневное (в течение
4-х и более недель) их приме

[стр.,127]

нсние вызывает увеличение мощности альфаи бета-ритмической активности, то есть соответствует действию психостимуляторов.
Последние исследования биохимических механизмов действия этимизола показали, что его эффекты4 обусловлены «способностью стимулировать активность генетического аппарата нейронов и активировать пластические перестройки синаптических мембран» (Рейхардт Б.А.
и др., 2000, с.93).
Понятно, что указанные процессы должны занимать длительный отрезок времени.
Важно то, что они идут в нужном для компенсации нарушенных механизмов мозга направлении.
Таким образом, стимуляция резервов головного мозга ноотропами заключается в вовлечении нейронов (резервных или находящихся ранее под действием медленноволновых процессов) в формирование процессов альфаи бетаритмической активности.
.
Сходным действием с ноотропами обладают фенибут, глицин, кортексин, нооклерил, глиатилин и фосфатидилхолин (лецитин), один из основных фосфолипидов, входящий в состав практически всех клеточных мембран головного мозга.
Фенибут.
По химической структуре является одной из производных ГАМК.
Обладает свойствами ноотропов, но в то же время оказывает транквилизируюW щее действие.
В клинической практике применяется при астенических и тревожно-невротических состояниях, беспокойстве, бессоннице, гиперактивности.
Детям назначается также при тиках и заикании.
Усиливает действие антипаркинсонических средств, что позволяет предполагать наличие у препарата дофаминергического компонента (Машковский М.Д., 1997, Т.1, с.113).
Мы применяем фенибут также в случаях упорного нарушения сна у детей или при наличии выраженного невротического компонента в дозе 0,125-0,25 г на ночь (в одноразовом приеме) в течение 3-4 недель.
Глицин.
Аминокислота, которая наряду с ГАМК и глутаминовой кислотой является одним из основных тормозных нейромедиаторов головного мозга.
Применяется также в комплексной терапии нарушений мозгового крово

[Back]