Проверяемый текст
Фесенко, Юрий Анатольевич; Исследование резидуально-неврологических синдромов у детей (новые подходы к диагностике и лечению заикания, гиперактивности, тиков и энуреза) (Диссертация 2005)
[стр. 16]

«...нерезко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений, сопровождающихся значительными отклонениями от нормы» (Александровский А.Ю., 2000, с.9).
Пограничные расстройства объединяются в одну группу на основе ряда характерных признаков, ведущими из которых являются:
Невротический уровень психопатологических проявлений в динамике 4 болезни.
Четкая связь расстройств с вегетативными дисфункциями и патологией сна.
Большое влияние психогенных факторов на возникновение болезни.
Выявление в большинстве случаев минимальной дисфункции мозга (МДМ) органической составляющей, способствующей развитию болезни.
Сохранение больными критического отношения к своему состоянию.
Вместе с тем при пограничных состояниях отсутствуют психотическая симптоматика, нарастающее слабоумие и личностные изменения, характерные для эндогенных психических заболеваний (например, для шизофрении).

Характерные признаки пограничных расстройств* детского возраста,
перечисленные выше, дополняются рядом широко распространенных так называемых моносимптоматических заболеваний в виде синдрома нарушения (дефицита) внимания с гиперактивностью (СДВГ), заикания, тиков, энуреза ищ других поведенческих реакций «протеста», которые сигнализируют о патологическом развитии личности.
В исследованиях К.Ю.
Ретюнского (Ретюнский К.Ю., 2000)
в дошкольном возрасте на фоне постепенного ослабления невропатической симптоматики у детей основной группы в 81,6% случаев нарастали астено-гипердинамические проявления различной степени выраженности, обуславливающие гиперкинетическое поведение.
Таким образом, нервно-психические нарушения
[стр. 20]

обобщающего характера системные психоневрологические расстройства даже не упоминаются.
М.И.
Буянов в монографии «Недержание мочи и кала» (Буянов М.И., 1985) описывает невротическую триаду (невротические нарушения настроения, сна и аппетита), замечая, что «это и есть еще один из китов, на котором базируется диагностика неврозов (в том числе и системных)».
Исследуемые в работе резидуально-неврологические расстройства согласно МКБ-10 относятся к разделу «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте».
Интересно, что в МКБ-9 (предыдущей классификации болезней) они входили в раздел «Невротические расстройства, психопатии и другие психические расстройства непсихотического характера».
Все указанные заболевания в психиатрической и неврологической практике характеризуются широко распространенным и устойчивым термином «пограничные психические расстройства».
Этот термин используется для обозначения «...нерезко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений, сопровождающихся значительными отклонениями от нормы» (Александровский А.Ю., 2000, с.9).
Пограничные расстройства объединяются в одну группу на основе ряда характерных признаков, ведущими из которых являются:
1.
Невротический уровень психопатологических проявлений в динамике
болезни; 2.
Четкая связь расстройств с вегетативными дисфункциями и патологией сна;
3.
Большое влияние психогенных факторов на возникновение болезни;
4.
Выявление в большинстве случаев минимальной дисфункции мозга (МДМ) органической составляющей, способствующей развитию болезни;
5.
Сохранение больными критического отношения к своему состоянию.


[стр.,21]

Вместе с тем при пограничных состояниях отсутствуют психотическая симптоматика, нарастающее слабоумие и личностные изменения, характерные для эндогенных психических заболеваний (например, для шизофрении).
Перечисленные выше характерные признаки пограничных расстройств детского возраста дополняются рядом широко распространенных, так называемых, моносимптоматических заболеваний в виде заикания, синдрома нарушения внимания с гиперактивностыо, тиков, энуреза и других поведенческих реакций «протеста», которые сигнализируют о патологическом развитии личности.
В исследованиях К.Ю.
Ретюнского (Ретюнский К.Ю., 2000)
у 95,4% детей с заиканием клинически определялись признаки врожденной невропатии, представленные повышенной общей и вегетативной возбудимостью, склонностью к расстройствам пищеварения, питания, сна, терморегуляции.
По своей структуре невропатический симптомокомплекс был ближе к понятию «органической или резидуальной невропатии» (Мнухин С.С., 1968; Ковалев В.В., 1979; Гарбузов В.И., 1999, 2001), сопровождаясь резидуально-неврологической симптоматикой, признаками внутричерепной гипертензии с вегето-сосудистыми и вестибулярными нарушениями.
В дошкольном возрасте на фоне постепенного ослабления невропатической симптоматики у детей основной группы в 81,6% случаев нарастали астеногипердинамические проявления различной степени выраженности, обуславливающие гиперкинетическое поведение.

Лишь у 3,7% детей в группе страдающих заиканием был отмечен астено-гиподинамический синдром.
К ассоциированным нарушениям в основной группе были отнесены выявленные тики мимической мускулатуры (20,2%), энурез (31,2%), расстройства сна (34,0%) и их различное сочетание (64,3%).
Монотонность и стойкость клинических проявлений вне зависимости от психотравмирующих факторов позволило отнести их в разряд неврозоподобных расстройств, имеющих резидуально-органическую природу

[Back]