Проверяемый текст
Фесенко, Юрий Анатольевич; Исследование резидуально-неврологических синдромов у детей (новые подходы к диагностике и лечению заикания, гиперактивности, тиков и энуреза) (Диссертация 2005)
[стр. 162]

при аналогичных условиях у других больных резидуально-неврологическими синдромами (например, у больных энурезом).
Полученные данные позволяют говорить о более слабом контроле со стороны ретикулярной формации ствола мозга неспецифических таламических структур, и о ведущей роли этих структур в синхронизации взаимодействия между различными образованиями головного мозга, участвующими в процессах памяти и обеспечивающих интеллектуальную сохранность больного
СДВГ (Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубина Л.П., 2005; Лохов М.И., Скоромец А.А., Фесенко Ю.А., 2005; Лохов М.И., Фесенко Е.В.
и др., 2006; Лохов М.И., Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А., 2007; Лохов М.И, Фесенко ЮА., Рубин М.Ю., 2008; Лохов М.И., Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А., 2009).
В последние годы среди всех признаков МДМ в качестве ведущего был выделен синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который и заменяет в новейших классификациях (DSM-IV, МКБ-10) термин МДМ.
Необходимо заметить, что минимальная дисфункция мозга может служить (и служит) не только основой для синдрома дефицита внимания и гиперактивности, но и для тикозных расстройств, разнообразных нарушений речи (заикания, дислалий, алалий и др.), энуреза и многих других резидуальноневрологических (моносимптоматических пограничных психических) расстройств детского возраста.
Поэтому объективная диагностика МДМ чрезвычайно важна для опережающей коррекции
нарушении нормального развития ребенка с самого раннего возраста, когда отдельные симптомы хотя и дают о себе знать, но болезнь еще не получила достаточного синдромологического развития.
Для таких целей, как показано
в данной работе, наиболее приемлемой является компьютерная электроэнцефалография (КЭЭГ).
Современный компьютерный элекгроэнцефалограф снабжается целым пакетом программ по обработке первичных данных, позволяющих обнаружить различные закономерности в работе головного мозга, которые при визуальном контроле ЭЭГ были совершенно невозможны.
В первую очередь это касается спектральных, автои кросскорреляционных методов обработки ЭЭГ, с
[стр. 142]

целым пакетом программ по обработке первичных данных, позволяющих обнаружить различные закономерности в работе головного мозга, которые при визуальном контроле ЭЭГ были совершенно недоступны.
В первую очередь, это касается спектральных, автои кросскорреляционных методов обработки ЭЭГ, с
помощью которых удается проследить динамику изменений взаимоотношений между различными отделами коры головного мозга в норме, при различных психонервных заболеваниях и в ходе лечебных мероприятий по их коррекции (Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю., 2003, 2005; Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубина Л.П., 2005; Лохов М.И., Скоромец А.А., Фесенко Ю.А., 2005).
Поскольку МДМ в настоящее время рассматривается, как последствие ранних локальных повреждении головного мозга, выражающихся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии (Заваденко Н.Н., 2000; Журба Л.С.
и др., 2001; Заваденко Н.Н.
и др., 2005; Лохов М.И., Скоромец А.А., Фесенко Ю.А., 2005), то всегда необходимо учитывать следующее: при этой патологии имеет место задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, мышление, восприятие.
Несмотря на то, что такие дети по общему интеллектуальному развитию находятся в пределах возрастной нормы, они при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.
И если в дошкольном возрасте среди детей с МДМ преобладают гипервозбудимость, моторная неловкость, рассеянность, двигательная расторможенность, импульсивность, инфантилизм, то у школьников на первый план выступает школьная дезадаптация.
В результате и в том, и в другом случае таким детям свойственны неуверенность в себе, заниженная самооценка, фобии, приводящие к формированию оппозиционного и агрессивного поведения.
Кроме того, указанные психопатологические проявления МДМ являются почвой для развития монополярных

[стр.,230]

ческими (моносимптоматическими пограничными психическими) расстройствами.
Во-первых, в большинстве случаев фоновая запись ЭЭГ у детей с СНВГ незначительно отличается от возрастной нормы по внешним проявлениям (наличие доминирующей альфа-активности, ее распределение, отсутствие четко выраженных патологических знаков и т.п.).
Однако по результатам кросскорреляционного анализа в диапазоне ведущих регистрируемых ритмов (4-12 Гц) наблюдается четко выраженное отклонение от нормы, заключающееся в практически полном отсутствии связей между лобными и другими структурами головного мозга.
Во-вторых, во время гипервентиляции (при стандартных условиях) медленноволновая активность (3-5 Гц) у детей с СНВГ появляется в большинстве случаев уже на первой минуте, имеет генерализованный циклический характер (длительность циклов по 10-15 сек) на протяжении всей пробы и незначительное последействие (20-30 сек) после ее окончания.
В-третьих, во время возникновения медленноволновой активности восстанавливаются связи (по результатам кросскорреляционного анализа) между лобными и другими структурами головного мозга, чего не наблюдается при аналогичных условиях у других больных резидуально-неврологическими синдрома-I ми (например, у больных энурезом).
Полученные данные позволяют говорить о более слабом контроле со стороны ретикулярной формации ствола мозга неспецифических таламических структур, и о ведущей роли этих структур в синхронизации взаимодействия между различными образованиями головного мозга, участвующими в процессах памяти и обеспечивающих интеллектуальную сохранность больного
СНВГ (Лохов М.И, Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю., 2003, 2005; Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубина Л.П., 2005; Лохов М.И., Скоромец А.А., Фесенко Ю.А., 2005)..


[стр.,231]

В последние годы (в основном усилиями медицинских психологов, а не врачей) среди всех признаков МДМ в качестве ведущего был выделен синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ), который и заменяет в новейших классификациях (DSM-IV, МКБ-10) термин МДМ.
Замена, на наш взгляд, совершенно неправомерная, так как минимальная дисфункция мозга может служить (и служит) не только основой для синдрома нарушения внимания, но и для тикозных расстройств, разнообразных нарушений речи (заикания, дислалий, алалий и др.), энуреза и многих других резидуально-неврологических (моносимптоматических пограничных психических) расстройств детского возраста.
Поэтому объективная диагностика МДМ чрезвычайно важна для опережающей коррекции
нормального развития ребенка с самого раннего возраста, когда отдельные симптомы хотя и дают о себе знать, но болезнь еще не получила достаточного синдромологического развития.
Для таких целей, как показано
нами в предыдущем разделе (4.3), наиболее приемлемой является компьютерная электроэнцефалография (КЭЭГ), в последние годы получившая широкое распространение в медицинской практике.
Кроме абсолютной безвредности метода и большого срока применения ЭЭГобследований (более 60-и лет) на здоровых испытуемых и больных (в том числе у детей), о чем мы уже говорили, современный компьютерный электроэнцефалограф снабжается целым пакетом программ по обработке первичных данных, позволяющих обнаружить различные закономерности в работе головного мозга, которые при визуальном контроле ЭЭГ были совершенно невозможны.
В первую очередь это касается спектральных, автои кросскорреляционных методов обработки ЭЭГ, с
помощью которых удается проследить динамику изменении взаимоотношении между различными отделами коры головного мозга в норме, при различных психонервных заболеваниях и в ходе лечебных мероприятий по их коррекции.
Внешние патологические реакции (гиперактивность, недержание мочи, запинки в речи и другие) в ряде случаев являются полезными защитными реакциями организма, предохраняющими его от более разрушающих последствий

[Back]