Проверяемый текст
Фесенко, Юрий Анатольевич; Исследование резидуально-неврологических синдромов у детей (новые подходы к диагностике и лечению заикания, гиперактивности, тиков и энуреза) (Диссертация 2005)
[стр. 163]

помощью которых удается проследить динамику изменении взаимоотношении между различными отделами коры головного мозга в норме, при различных психонервных заболеваниях и в ходе лечебных мероприятий по их коррекции.
Внешние патологические реакции
(например, гиперактивность) в ряде случаев являются полезными защитными реакциями организма.
предохраняющими его от более разрушающих последствий
МДМ.
Так, неоднократно было показано, что энурез служит защитной реакцией, восстанавливающей нормальную цикличность сна ребенка (Гольбин А.Ц., 1979;
Вейн А.М., 2003; Лохов М.И., Фесенко Ю.А., 2005; Фесенко Ю.А., Лохов М.И., Рубина Л.П., 2005; Фесенко Ю.А., 2007).
Повышенная двигательная активность ребенка при
СДВГ, как показано нами, временно восстанавливает нормальное взаимодействие между различными зонами коры головного мозга, сохраняя возможности его полноценного интеллектуального развития.
Поэтому клиническая тактика при лечении
СДВГ должна быть направлена не столько на борьбу с его внешними проявлениями, сколько на восстановление нормального взаимодействия между структурами головного мозга за счет фармакологического, инструментального и психотерапевтического воздействия.
Великий ученый и психотерапевт XX столетия К.
Юнг (Jung C.G., 1995) определил пограничные психические расстройства как «попытку саморегулирующейся психической системы восстановить баланс».
Используя современные средства компьютерной ЭЭГ-диагностики, мы,
как нам кажется, можем понять, какой баланс взаимодействия между структурами пытается « восстановить головной мозг человека, и в каком направлении ему требуется оказать помощь.
В обзоре литературы упоминалось о трех основных принципах межполушарных взаимоотношений (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Denenberg V.H., 1980).
По современным воззрениям (Асадова М.С., 1985; Балонов Л.Я.
и др., 1985; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Шеповальников А.Н., 1992; Фокин В.Ф.
и др., 2000; Flor-Henry Р., 1986; Max L., Caruso A.J., 1997 и
[стр. 231]

В последние годы (в основном усилиями медицинских психологов, а не врачей) среди всех признаков МДМ в качестве ведущего был выделен синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ), который и заменяет в новейших классификациях (DSM-IV, МКБ-10) термин МДМ.
Замена, на наш взгляд, совершенно неправомерная, так как минимальная дисфункция мозга может служить (и служит) не только основой для синдрома нарушения внимания, но и для тикозных расстройств, разнообразных нарушений речи (заикания, дислалий, алалий и др.), энуреза и многих других резидуально-неврологических (моносимптоматических пограничных психических) расстройств детского возраста.
Поэтому объективная диагностика МДМ чрезвычайно важна для опережающей коррекции нормального развития ребенка с самого раннего возраста, когда отдельные симптомы хотя и дают о себе знать, но болезнь еще не получила достаточного синдромологического развития.
Для таких целей, как показано нами в предыдущем разделе (4.3), наиболее приемлемой является компьютерная электроэнцефалография (КЭЭГ), в последние годы получившая широкое распространение в медицинской практике.
Кроме абсолютной безвредности метода и большого срока применения ЭЭГобследований (более 60-и лет) на здоровых испытуемых и больных (в том числе у детей), о чем мы уже говорили, современный компьютерный электроэнцефалограф снабжается целым пакетом программ по обработке первичных данных, позволяющих обнаружить различные закономерности в работе головного мозга, которые при визуальном контроле ЭЭГ были совершенно невозможны.
В первую очередь это касается спектральных, автои кросскорреляционных методов обработки ЭЭГ, с помощью которых удается проследить динамику изменении взаимоотношении между различными отделами коры головного мозга в норме, при различных психонервных заболеваниях и в ходе лечебных мероприятий по их коррекции.
Внешние патологические реакции
(гиперактивность, недержание мочи, запинки в речи и другие) в ряде случаев являются полезными защитными реакциями организма, предохраняющими его от более разрушающих последствий

[стр.,232]

МДМ.
Так*, неоднократно было показано, что энурез служит защитной реакцией, восстанавливающей нормальную цикличность сна ребенка (Гольбин А.Ц., 1979;
Лохов М.И., Фесенко Ю.А., 2003, 2005; Фесенко Ю.А., Лохов М.И., Рубина Л.П., 2005).
Повышенная двигательная активность ребенка при
СНВГ, как показано нами, временно восстанавливает нормальное взаимоО действие между различными зонами коры головного мозга, сохраняя возможности его полноценного интеллектуального развития.
Поэтому клиническая тактика при лечении
резидуально-неврологических синдромов и других пограничных расстройств должна быть направлена не столько на борьбу с их внешними проявлениями, сколько на восстановление нормального взаимодействия между структурами головного мозга за счет фармакологического, инструментального и психотерапевтического воздействия.
Почти 70 лет назад великий ученый и психотерапевт 20-го столетия К.Юнг (Jung C.G., 1995) определил пограничные психические расстройства как «попытку саморегулирующейся психической системы восстановить баланс».
Используя современные средства компьютерной ЭЭГдиагностики, мы
постепенно начинаем понимать, какой баланс взаимодействия между структурами пытается восстановить эта удивительная система головной мозг человека, и в каком направлении ей требуется оказать помощь.
Работ, где бы проводилось сравнение данных ЭЭГанализа детей с различными резидуально-неврологическими синдромами нам обнаружить не удалось.
Данные исследования особенностей ЭЭГ взрослых, страдающих резидуальноневрологическими расстройствами, говорят об отклонении их от ЭЭГ здоровых людей.
Так, согласно обзору зарубежных источников за 1977-1982 гг.
(Оганесян Е.В., Черняховский В.М., 1984), ЭЭГ лиц, страдающих, в частности, заиканием, сходно с нормой лишь в 15% 17% случаев, а изменение биопотенциалов при функциональной пробе с гипервентиляцией наблюдалось в 65% случаев.
Согласно другим источникам (Данилов И.В., Черепанов И.М., 1970), при использовании нагрузочных проб, вызывающих активацию судорож

[стр.,233]

ных состояний, у заикающихся в 30% 40% случаев наблюдались аномалии в ЭЭГактивности по сравнению с 8% у здоровых испытуемых.
По данным М.И.
Лохова (1991), проводившем исследования на взрослых заикающихся, фоновая ЭЭГ и ЭЭГ при предъявлении функциональных проб у 83% взрослых, страдающих заиканием, оказывается патологической, причем наличие очага полиморфной высокоамплитудной активности в правой теменно-затылочной зоне является характерной особенностью ЭЭГ заикающихся (как и для ЭЭГ детей с заиканием, выявленной в наших исследованиях).
Следует учитывать, что приведенные данные получены в 70-90 х годах прошлого столетия, когда демографические показатели были более благополучными, чем в наши дни.
Указанное сходство наводит на мысль о том, что последствия резидуального поражения ЦНС в детском возрасте определяет направленность патологических особенностей ЭЭГ у взрослых.
Это, в свою очередь, может помочь верно обозначить основные направления терапии резидуально-неврологических расстройств, показать важность патогенетического лечения, ориентированного на коррекцию выявленных нарушений в ЭЭГ (в противовес часто встречающемуся мнению у клиницистов, что «все пройдет в период пубертатного созревания или позже»).
В обзоре литературы упоминалось о трех основных принципах межполушарных взаимоотношений (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Denenberg V.H., 1980).
По современным воззрениям (Асадова М.С., 1985; Балонов Л.Я.
и др., 1985; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Шеповальников А.Н., 1992; Фокин В.Ф.
и др., 2000; Flor-Henry Р., 1986; Max L., Caruso A.J., 1997 и
др.), формирование психопатологических состояний может быть вызвано нарушением любой из трех состовляющих несбалансированной внутриполушарной активацией, контрлатеральным подавлением и изменением межполушарного взаимодействия.
Характер психопатологического комплекса симптомов будет зависеть от

[Back]