* * * Обобщив основные теоретические положения, диссертант получил следующую понятийную картину: 1. Основными критериями гуманитарной культуры выступают: а) способность к переживанию творчества как особого духовного состояния в единстве его интеллектуальных, этических и эстетических сторон, б) стремление к пониманию эстетических вкусов другого «Я» и взаимопониманию, в) способность бескорыстного наслаждения результатами деятельности, способность самопознания. 2. Гуманитарная культура фокусирует экзистенциальные идеалы личности не на полностью внеположном (метафизическом, трансцендентном) идеале красоты, а на трансцендентальном уровне, регулирующим все духовные устремления человека, делающим осмысленной его общественную жизнь. 3. Гуманитарная культура представляет собой синтез эстетических знаний, убеждений, чувств, общезначимых норм вкуса и навыков восприятия. 4. Личностная самореализация в культуре имеет диалектическую и подчас двусмысленную природу: внешняя красота какого-либо явления культуры подчас лишь прикрывает нечто безобразное или нейтральное; 5. В генетическом плане гуманитарная культура является одновременно и источником, и дальнейшим развитием бытия духа. 108 |
12 Мотрошиловой, согласно которым особую значимость в изучении этих общественных феноменов приобретает поиск и обоснование синтетического основания методологии. Сопоставление различных методологий трансцендентальной и экзистенциальной, культурных «архетипов» и культурных метаморфоз и т.п. объективно ориентирует исследователя на мозаичность и нестрогость построений. К такому типу философского осмысления толкает ситуация анализа эстетической культуры в рамках современной концепции мозаичной философии. В соответствии с этой концепцией в философии нет одного единстве иного, основного вопроса. В зависимости от избранного аспекта рассмотрения деятельности человека в мире формулируется специфический ряд философских проблем. Мозаичная философия исходит из того, что не ищет и не формулирует абстрактных, раз и навсегда данных, истин добра и красоты. Их реализация и понимание привязаны к конкретной ситуации. В силу этого каждый раз встает задача поиска нового, отталкиваясь от самого бытия, а если ставится задача найти сущность, то лишь ситуативно, как средство углубления понимания существования. В настоящей диссертации реализован подход к рассмотрению эстетической культуры как экзистенциальной потенции или внутренней силы самого личностного бытия. Научная новизна исследования состоит в разработке концепции эстетической культуры как экзистенциальной потенции личности, направленной на её самосовершенствование в условиях динамично изменяющегося общества. Положения диссертации, выносимые на защиту: • проанализированы генезис и критерии эстетической культуры личности (стремление к пониманию эстетических вкусов другого «Я» и взаимопониманию, способность к переживанию творчества как особого духовного состояния в единстве его интеллектуальных, этических и эстетических сторон, желание бескорыстного наслаждения результатами трудовой деятельности); 130 поведенческих программ через опредмеченное бытие культуры. Это культурное бытие, связанное с изготовлением орудий 'груда, уже на первоначальной стадии своего развития представляло собой такую социокультурную матрицу, основным признаком является духовное напряжение, максимально способствовавшее процессу социализации. Действительно, если бы человечество продолжало существовать в нерасчлененности трех форм бытия культуры, общества и человека, то откуда бы тогда было взяться неповторимой творческой индивидуальности? Поэтому, учитывая все вышесказанное, мы можем сделать тот вывод, что в обществе всегда присутствовало стремление именно к трансцендентальной красоте, которое и входит, на наш взгляд, в сущность эстетической культуры как экзистенциальной потенции личности и социума. В ходе выполненного нами диссертационного исследования получены следующие основные результаты: обосновано, что эстетическая культура личности, представляет собой единство эстетических знаний, убеждений, чувств, общезначимых норм вкуса и навыков восприятия; показано, что в генетическом плане эстетическая культура являет собой исток духовного бытия, который превосходит само это бытие; раскрыто, каким образом эстетическая культура демонстрирует творческую способность человека к трансцендированию за пределы созданного известного, к созиданию нового; выявлены следующие критерии эстетической культуры личности: а) стремление к пониманию эстетических вкусов другого «Я» и взаимопониманию, б) способность к переживанию творчества как особого духовного состояния в единстве его интеллектуальных, этических и эстетических сторон, в) способность бескорыстного наслаждения результатами деятельности, способность самопознания; |