Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 109]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как показало проведенное исследование, история гуманитарной культуры как экзистенциальной и социальной программы личности подтверждает тот тезис, что способность одного народа осваивать достижения другого важнейший показатель жизнеспособности его культуры.
Отметим при этом, что такой диалог культур возможен лишь на основе некой над-национальной общности, на своеобразной «ничьей земле», как определял гуманитарную культуру М.М.
Бахтин.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что ориентация на общность гуманитарной культуры носит исторический характер, то есть не явлется чем-то раз и навсегда данным, но должна постоянно обновляться изнутри.
В ходе проведенного анализа установлено, что в качестве
такой внутренней силы культурного бытия выступает стремление человека к трансцендентальной красоте, достигающей значения экзистенциальной личностной потенции, придающей смысл и упорядочивающей бытийный опыт.
Итак, в процессе расширения, обогащения и развития накапливаемого опыта (в том числе и виртуального) сформировалась неразрывная при всей
её противоречивости связь традиции и новаторства.
В процессе культурогенеза у человека возникла специфическая потребность трансцендировать за пределы продуцирования известного, за пределы традиционных форм поведения и созидать новое, разгадывать неизвестное.
Проявление данной потребности обнаруживается в стремлении человека к творчеству, к внесению своего собственного вклада в культуру.
Данное стремление и выражает, на наш взгляд, сущность эстетической культуры, которая представляет собой только способность наслаждаться красотой.
Указанная потребность индуцирует стимулы самообразования, духовного саморазвития.
Однако, образование не должно выступать только в качестве подготовки личности к следующему жизненному этапу.
Сегодня оно переориентировано
109
[стр. 128]

ЗА К Л Ю Ч Е Н И Е История общественного развития весьма убедительно подтверждает мысль, что способность одного народа осваивать достижения другого важнейший показатель жизнеспособности его культуры.
Получившая обоснование в диссертации концепция идет дальше, отвечая на вопрос, существует ли нечто общее между культурами, отдаленными друг от друга? Этим общим, с нашей точки зрения, является эстетическая культура или ориентация на все общепринятые нормы вкуса.
Диссертант приходит к выводу, что данная ориентация должна постоянно обновляться, подпитываясь из какого-то более глубокого внутреннего источника.
В ходе проведенного анализа установлено, что в качестве
источника или внутренней силы культурного бытия выступает стремление человека к трансцендентальной красоте, достигающей значения экзистенциальной личностной потенции, придающей смысл и упорядочивающей бытийный опыт.
Получившая широкое распространение виртуализация человеческого бытия связана с вытеснением из жизненного опыта живой реальности, реальности в собственном смысле этого слова.
Получается, что реальность уже не имеет в себе больше сил или источников, которые поддерживали бы ее существование, помогая противостоять всему искусственному и мертвому.
Виртуальные пространства современных коммуникаций превращают мир в некое подобие грез, где человек оказывается полным и безответственным хозяином: забавляется жестокими трюками, взрывает города, по своему желанию отключает неугодную информацию и т.д.
Однако неверно было бы делать отсюда вывод о том, что расширение сферы «виртуальной реальности» автоматически приводит к полной утрате эстетической культуры.
Дело обстоит гораздо сложнее.
Виртуализация действительности не только ведет к ослаблению моментов культурного и вербального самоконтроля внутри личности, не только связана с экспансией внутри ее тела иррациональных интенций, но и не позволяет творческой

[стр.,129]

129 потенции человека полностью изнурить себя в бытии.
Ведь виртуальная реальность ото своего рода недовоплощенное существование, еще не раскрывшее до конца всех своих потенций и потому выступающее в качестве некой компенсации действительных и возможных миров.
Вполне возможно, что данный тезис несколько проясняет ту мысль Маркса, согласно которой недосягаемые и неповторимые образцы древнегреческого искусства объясняются как раз незрелостью тех общественных условий, в которых это искусство возникло [См.: Маркс К.
Экономические рукописи 1857-1859 г.
С.
48].
Итак, в процессе расширения, обогащения и развития накапливаемого опыта (в том числе и виртуального) сформировалась неразрывная при всей
сё противоречивости связь традиции и новаторства.
В процессе культурогенеза у человека возникла специфическая потребность трансцендировать за пределы продуцирования известного, за пределы традиционных форм поведения и созидать новое, разгадывать неизвестное.
Проявление данной потребности обнаруживается в стремлении человека к творчеству, к внесению своего собственного вклада в культуру.
Данное стремление и выражает, на наш взгляд, сущность эстетической культуры, которая представляет собой только способность наслаждаться красотой.
Указанная потребность индуцирует стимулы самообразования, духовного саморазвития.
Однако образование не должно выступать только в качестве подготовки личности к следующему жизненному этапу.
Сегодня оно переориентировано
на развитие свободной индивидуальности, которое напрямую связано с реализацией творческого потенциала личности.
Необходимо подчеркнуть, что эстетическая культура не рождается внезапно и мгновенно, а складывается постепенно, вместе с формированием самого человека.
Длительность данного процесса связана с необходимостью превращения генетического механизма трансляции форм поведения в генетически недетерминированный и внеинстинктивный способ передачи

[Back]