ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ. §1. Социальные аспекты «духовного производства»: гуманитарная кульгура как фактор социализации личности В процессе обогащения и развития культурного опыта к началу 20-го столетия в европейской культуре складывается неразрывная связь традиции и новаторства. В процессе культурогенеза у человека возникла специфическая потребность выходить за пределы традиционных форм жизни и искусства и созидать нечто новое, не имеющее аналогов в традиции. Проявление данной потребности обнаруживается в стремлении человека к творчеству, к внесению своего собственного вклада в культуру. Данное стремление и выражает, на наш взгляд, сущность эстетической культуры, которая представляет собой только способность наслаждаться красотой. Указанная потребность индуцирует стимулы самообразования, духовного саморазвития. Однако образование не должно выступать только в качестве подготовки личности к следующему жизненному этапу. Сегодня оно переориентировано на развитие свободной индивидуальности, которое напрямую связано с реализацией творческого потенциала личности. Вместе с тем, нельзя не заметить, что в настоящее время рост «виртуализации» человеческого бытия постепенно приводит к вытеснению из жизненного опыта собственно наличной действительности. Это в свою очередь приводит к тому, что объективная действительность предлагает сегодня все меньше ресурсов, которые поддерживали бы ее существование, помогая противостоять всему искусственному и мертвому. Виртуальные пространства современных коммуникаций превращают мир в некое подобие грез, где человек оказывается полным и безответственным хозяином: забавляется жестокими трюками, взрывает города, по своему желанию отключает неугодную информацию и т.д. 13 |
ЗА К Л Ю Ч Е Н И Е История общественного развития весьма убедительно подтверждает мысль, что способность одного народа осваивать достижения другого важнейший показатель жизнеспособности его культуры. Получившая обоснование в диссертации концепция идет дальше, отвечая на вопрос, существует ли нечто общее между культурами, отдаленными друг от друга? Этим общим, с нашей точки зрения, является эстетическая культура или ориентация на все общепринятые нормы вкуса. Диссертант приходит к выводу, что данная ориентация должна постоянно обновляться, подпитываясь из какого-то более глубокого внутреннего источника. В ходе проведенного анализа установлено, что в качестве источника или внутренней силы культурного бытия выступает стремление человека к трансцендентальной красоте, достигающей значения экзистенциальной личностной потенции, придающей смысл и упорядочивающей бытийный опыт. Получившая широкое распространение виртуализация человеческого бытия связана с вытеснением из жизненного опыта живой реальности, реальности в собственном смысле этого слова. Получается, что реальность уже не имеет в себе больше сил или источников, которые поддерживали бы ее существование, помогая противостоять всему искусственному и мертвому. Виртуальные пространства современных коммуникаций превращают мир в некое подобие грез, где человек оказывается полным и безответственным хозяином: забавляется жестокими трюками, взрывает города, по своему желанию отключает неугодную информацию и т.д. Однако неверно было бы делать отсюда вывод о том, что расширение сферы «виртуальной реальности» автоматически приводит к полной утрате эстетической культуры. Дело обстоит гораздо сложнее. Виртуализация действительности не только ведет к ослаблению моментов культурного и вербального самоконтроля внутри личности, не только связана с экспансией внутри ее тела иррациональных интенций, но и не позволяет творческой 129 потенции человека полностью изнурить себя в бытии. Ведь виртуальная реальность ото своего рода недовоплощенное существование, еще не раскрывшее до конца всех своих потенций и потому выступающее в качестве некой компенсации действительных и возможных миров. Вполне возможно, что данный тезис несколько проясняет ту мысль Маркса, согласно которой недосягаемые и неповторимые образцы древнегреческого искусства объясняются как раз незрелостью тех общественных условий, в которых это искусство возникло [См.: Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 г. С. 48]. Итак, в процессе расширения, обогащения и развития накапливаемого опыта (в том числе и виртуального) сформировалась неразрывная при всей сё противоречивости связь традиции и новаторства. В процессе культурогенеза у человека возникла специфическая потребность трансцендировать за пределы продуцирования известного, за пределы традиционных форм поведения и созидать новое, разгадывать неизвестное. Проявление данной потребности обнаруживается в стремлении человека к творчеству, к внесению своего собственного вклада в культуру. Данное стремление и выражает, на наш взгляд, сущность эстетической культуры, которая представляет собой только способность наслаждаться красотой. Указанная потребность индуцирует стимулы самообразования, духовного саморазвития. Однако образование не должно выступать только в качестве подготовки личности к следующему жизненному этапу. Сегодня оно переориентировано на развитие свободной индивидуальности, которое напрямую связано с реализацией творческого потенциала личности. Необходимо подчеркнуть, что эстетическая культура не рождается внезапно и мгновенно, а складывается постепенно, вместе с формированием самого человека. Длительность данного процесса связана с необходимостью превращения генетического механизма трансляции форм поведения в генетически недетерминированный и внеинстинктивный способ передачи |