Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 14]

Означает ли это, что экспансия «виртуальной реальности» автоматически приводит к полной утрате художественной культурой своих собственных, традиционных, оснований? Нам представляется, что такая постановка вопроса была бы чрезмерно однобокой и радикальной.
Дело в том, что вирту ализация бытия хотя она и связана с некоторым ослаблением личностного и культурного самоконтроля, а также с ростом иррациональных и даже отчасти деструктивных тенденций вместе с тем играет сегодня роль некой «компенсации» творческой потенции личности.
Данный тезис станет понятнее, если рассматривать виртуальную реальность в качестве феномена «недо-воплощения», в котором еще не до конца раскрыты его собственные потенции.
В этой связи можно указать на аналогию с известным тезисом Маркса, согласно которому совершенные образцы древнегреческого искусства трактуются как компенсация тех несовершенных общественных условий, в которых это искусство возникло [См.: Маркс К.
Экономические рукописи 1857-1859 годов / Первоначальный вариант «Капитала» // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
2-е изд.
Т.
46.
4.1.
С.
48].
Необходимо подчеркнуть, что генезис художественной культуры не носит стихийного характера, данный феномен складывается постепенно, параллельно личностному росту и в строгой взаимосвязи с ним.
Если рассматривать данный процесс исторически, его следует трактовать как постепенное преобразование (а) инстинктивной (т.е.
естественной, биологической) трансляции форм поведения в (б) социо-культурный (надприродный) способ передачи поведенческих программ через опредмеченное бытие культуры.
Это культурное бытие, связанное с изготовлением орудий
труда, уже на первоначальной стадии своего развития представляло собой такую социокультурную матрицу, основным признаком которой являлось духовное напряжение, максимально способствовавшее процессу социализации.
Применительно к рассматриваемой проблематике данный тезис означает, что исторически стремление именно к трансцендентальной 14
[стр. 130]

130 поведенческих программ через опредмеченное бытие культуры.
Это культурное бытие, связанное с изготовлением орудий
'груда, уже на первоначальной стадии своего развития представляло собой такую социокультурную матрицу, основным признаком является духовное напряжение, максимально способствовавшее процессу социализации.
Действительно, если бы человечество продолжало существовать в нерасчлененности трех форм бытия культуры, общества и человека, то откуда бы тогда было взяться неповторимой творческой индивидуальности? Поэтому, учитывая все вышесказанное, мы можем сделать тот вывод, что в обществе всегда присутствовало стремление именно к трансцендентальной красоте, которое и входит, на наш взгляд, в сущность эстетической культуры как экзистенциальной потенции личности и социума.
В ходе выполненного нами диссертационного исследования получены следующие основные результаты: обосновано, что эстетическая культура личности, представляет собой единство эстетических знаний, убеждений, чувств, общезначимых норм вкуса и навыков восприятия; показано, что в генетическом плане эстетическая культура являет собой исток духовного бытия, который превосходит само это бытие; раскрыто, каким образом эстетическая культура демонстрирует творческую способность человека к трансцендированию за пределы созданного известного, к созиданию нового; выявлены следующие критерии эстетической культуры личности: а) стремление к пониманию эстетических вкусов другого «Я» и взаимопониманию, б) способность к переживанию творчества как особого духовного состояния в единстве его интеллектуальных, этических и эстетических сторон, в) способность бескорыстного наслаждения результатами деятельности, способность самопознания;

[Back]