Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 17]

разорванность) существования, которая не способствует развитию широкой гуманитарной культуры.
Исследуя феномен праздника, В.А.
Малахов делает вывод о том, что праздничное поведение по сравнению с эстетическим заходит значительно дальше в своем осуществлении синтеза непредсказуемых, импровизационных начал.
Это достигает своего выражения в «особой стихийной эмоциональности праздничного поведения, что в известном смысле может выступать как особое преимущество этого типа поведения.
Вместе с тем праздничное состояние часто оказывается связанным с этическими аномалиями, что отражается на праздничном поведении»
[Малахов В.А.
Искусство и человеческое мироотношение.
Киев: Наукова Думка, 1988.
С.
117].
Процесс интенсивного взаимодействия разных культур часто приводит к тому, что, так называемый, официальный культурный код, регулирующий
поведение индивида в социуме, нивелируется, результатом чего зачастую становится снижение влияния социальных норм.
С другой стороны, общий витальный уровень эстетической культуры, традиционно в истории поддерживался культивированием разнообразных форм проявления жизни, которые следует понимать как источники некоего дополнительного, душевного и духовного напряжения (гладиаторские бои, схватки тореадоров, фандиозные эстрадные шоу современности).
Позитивный заряд данных форм культурного досуга, на наш взгляд, сводится к уходу от монотонности жизни через обогащение палитры чувственно-эмоциональных ощущений.
Помимо всего этого игровое начало, присутствующее в развлекательнозрелищных формах культуры, успешно противостояло идеологизации искусства, особенно, в тоталитарных обществах
[См.
подр.: Малахов В.А.
Искусство и человеческое мироотношение.
Киев: Наукова Думка, 1988.
С.
119-120].
Развитый эстетический вкус, составляющий «ядро» эстетической культуры, впитывает в себя исторически конкретный эстетический идеал.

Последний носит характер важнейшего стимула жизни и деятельности 17
[стр. 109]

109 импровизационных начал.
Это достигает своего выражения в «особой стихийной эмоциональности праздничного поведения, что в известном смысле может выступать как особое преимущество этого типа поведения.
Вместе с тем праздничное состояние часто оказывается связанным с этическими аномалиями, что отражается на праздничном поведении»
[Мазаев Л.И.
С.
170].
Процесс интенсивного взаимодействия разных культур часто приводит к тому, что, так называемый, официальный культурный код, регулирующий
проявления человеческой чувственности, размывается, снижая влияние социальных норм.
Вместе с тем мы полагаем, что тонус культуры, особенно эстетической, во все эпохи поддерживался живой и полнокровной чувственностью.
В прошлом многие типы общественного устройства усиленно искали источники некоего дополнительного душевного и духовного напряжения.
Гладиаторские бои, схватки тореадоров,
грандиозные эстрадные шоу вряд ли укладываются в одну только плоскость классификации истинных или неистинных потребностей человека.
В этом процессе нельзя не видеть и уход от монотонности жизни, ориентацию на экстремальное обогащение палитры ощущений.
Помимо всего этого игровое начало, присутствующее в развлекательно-зрелищных формах культуры, успешно противостояло идеологизации искусства, особенно в тоталитарных обществах.

Остановимся на этом вопросе подробнее.
История создания комедий во многом свидетельствует о человеческом стремлении уйти от заданности и официоза.
Многие выдающиеся мастера отечественной культуры (например, Ильф И.
и Петров Е., Александров Г.В., Леонид Гайдай, Михалков Н.С.) сделали центром своих произведений общечеловеческие темы, наполнили их игрой, юмором, различными неожиданностями.
Все это способствовало пробуждению идеала самодеятельной личности, таило в себе росток свободы хотя бы в воображении Исследуя влияние социальных факторов на эстетический вкус, подчеркнем и тот момент, что если эстетический идеал выступает своеобразной доминантой, организующей структуру эстетического сознания определенной

[стр.,110]

110 эпохи, что превращает эстетический идеал в единство действительного и должного при определяющей роли последнего, то эстетический вкус характеризуется многообразием рационально-эмоциональных оценок.
При этом социальная определенность идеала составляет необходимое условие существования эстетического вкуса личности, той или иной социальной группы или всего общества в целом.
В данном смысле часто встречаемое суждение о том, что о вкусах не спорят, является верным на уровне высказываний об индивидуальном эстетическом вкусе, но это суждение оказывается ложным, когда речь идет относительно общественной сущности эстетического вкуса.
Развитый эстетический вкус, составляющий «ядро» эстетической культуры, впитывает в себя исторически конкретный эстетический идеал.

В свою очередь эстетический идеал выступает как определенная реальная цель, как важнейший стимул жизни и деятельности человека, общества в целом, приобретая мировоззренческий смысл.
В эстетическом идеале в социальном плане зафиксирован сам процесс формирования личности, поскольку он способствует развитию представлений о совершенном, справедливом обществе.
На данный момент указывал в свое время Г.В.
Плеханов: «Великий человек велик...тем,...
что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени...» [Плеханов Г.В.
К вопросу о роли личности в истории.
С.
333].
В данном плане эстетический идеал представляет собой ту социальную силу, которая способствует формированию стремления личности обнаружить новое, осознать объективные тенденции развития и реализовать их через ее эстетические вкусы.
При этом колебания истинных вкусов корректируются эстетическим идеалом, что позволяет человеку посредством эстетического вкуса обнаружить формы бытия нс только прекрасного и возвышенного, уродливого и низменного, но и таких явлений, как трагическое и комическое, проникнуть в содержание и смысл искусства.
Вместе с тем эстетический вкус предполагает индивидуально неповторимое переживание воспринимаемого объекта.
Этот вкус, как можно

[Back]