Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 18]

человека, общества в целом, тем самым приобретая мировоззренческий смысл.
Это означает, что через эстетический идеал, рассмотренный в социально-философском аспекте, реализован сам процесс формирования личности, поскольку он способствует развитию представлений о совершенном, справедливом обществе.
На
этот аспект эстетического воспитания указывал в свое время Г.В.
Плеханов: «Великий человек велик...тем,...
что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени...» [Плеханов Г.В.
К вопросу о роли личности в истории
И Плеханов Г.В.
Избранные философские произведения: В 5 т.
Т.2.
М.: Госполитиздат, 1956.
С.
333].
Понятый таким образом, эстетический идеал может быть представлен как та социальная сила, которая способствует формированию стремления личности обнаружить новое, осознать объективные тенденции развития и реализовать их через ее эстетические вкусы.
Кроме того, сама корректировка художественного вкуса (через воспитание истинного вкуса и проникновение в глубинный смысл произведений искусства) также осуществляется посредством эстетического идеала, который делает возможным обнаружение и классификацию не только таких явлений, как прекрасное и возвышенное, уродливое и низменное, но также и различение трагического и комического.
Вместе с тем эстетический вкус предполагает индивидуально неповторимое переживание воспринимаемого объекта.
Этот вкус, как можно
заключить, невозможен без рефлексии над чувствами, в процессе которой возникает состояние эстетического «охвата» объекта, а не только его оценка в суждении о нем.
Искусство, таким образом, способствует развитию богатой человеческой потребности.
Оно обращено к индивидуальной неповторимости человека, раскрывает и формирует
ее.
Но, обращаясь к индивидуальному миру человека, искусство не формирует в нем индивидуалиста, а, напротив, через его индивидуальность делает еще более глубокими общие, социальные позиции.
Это связано с тем, как отмечает
В.
18
[стр. 110]

110 эпохи, что превращает эстетический идеал в единство действительного и должного при определяющей роли последнего, то эстетический вкус характеризуется многообразием рационально-эмоциональных оценок.
При этом социальная определенность идеала составляет необходимое условие существования эстетического вкуса личности, той или иной социальной группы или всего общества в целом.
В данном смысле часто встречаемое суждение о том, что о вкусах не спорят, является верным на уровне высказываний об индивидуальном эстетическом вкусе, но это суждение оказывается ложным, когда речь идет относительно общественной сущности эстетического вкуса.
Развитый эстетический вкус, составляющий «ядро» эстетической культуры, впитывает в себя исторически конкретный эстетический идеал.
В свою очередь эстетический идеал выступает как определенная реальная цель, как важнейший стимул жизни и деятельности человека, общества в целом, приобретая мировоззренческий смысл.
В эстетическом идеале в социальном плане зафиксирован сам процесс формирования личности, поскольку он способствует развитию представлений о совершенном, справедливом обществе.
На
данный момент указывал в свое время Г.В.
Плеханов: «Великий человек велик...тем,...
что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени...» [Плеханов Г.В.
К вопросу о роли личности в истории.

С.
333].
В данном плане эстетический идеал представляет собой ту социальную силу, которая способствует формированию стремления личности обнаружить новое, осознать объективные тенденции развития и реализовать их через ее эстетические вкусы.
При этом колебания истинных вкусов корректируются эстетическим идеалом, что позволяет человеку посредством эстетического вкуса обнаружить формы бытия нс только прекрасного и возвышенного, уродливого и низменного, но и таких явлений, как трагическое и комическое, проникнуть в содержание и смысл искусства.
Вместе с тем эстетический вкус предполагает индивидуально неповторимое переживание воспринимаемого объекта.
Этот вкус, как можно


[стр.,111]

I l l заключить, невозможен без рефлексии над чувствами, в процессе которой возникает состояние эстетического «охвата» объекта, а не только его оценка в суждении о нем.
Искусство, таким образом, способствует развитию богатой человеческой потребности.
Оно обращено к индивидуальной неповторимости человека, раскрывает и формирует
се.
Но, обращаясь к индивидуальному миру человека, искусство не формирует в нем индивидуалиста, а, напротив, через его индивидуальность делает еще более глубокими общие, социальные позиции.
Это связано с тем, как отмечает
И.С.
Кон, что у человека «есть внутреннее единство (поведенческое, мотивационное, самосознательное), которое позволяет ему более или менее самостоятельно интерпретировать любую ситуацию и реагировать на нее избирательно, по-своему» [Кон И.С.
С.
77].
Объективные явления действительности, как и произведения искусства, выступают в качестве эстетических объектов лишь в том случае, если они связаны со стремлением к прекрасному.
Поэтому низменные, уродливые явления социальной действительности приобретают эстетический смысл только через их отрицание.
Восприятие человеком отрицательных явлений приобретает эстетический характер лишь в том случае, если оно несёт в себе «положительный заряд», т.е.
если оно дает человеку знание о трансцендентальной красоте, превосходящей все то, чему «служит» примитивный рассудок.
Эстетическое восприятие, как правило, носит непосредственный характер.
Однако это вовсе не означает, что в нем «автоматически» раскрываются эстетические стороны действительности.
Вовсе нет.
Ведь для того, чтобы понимать произведение искусства, необходимо быть художественно образованным человеком.
Также и здесь: для того, чтобы понимать эстетическую сущность природы и человека, нужно иметь высокую культуру эстетического восприятия или эстетическую культуру, необходимо систематическим образом воспитывать свою способность эстетически воспринимать мир.

[Back]