дифференциации культур, усилению их особых черт. С другой стороны, рождается новая интегральная культура, выполняющая роль соединительной ткани для народов и цивилизаций. В странах с низким уровнем грамотности преобладает традиционная культура с высоким консерватизмом. Для того чтобы они перешли к интегральному типу культуры, им необходимо, в частности, сократить разрыв в оснащении современными средствами распространения культуры. Растущая экономическая и культурная глобализация помещает как сферу личных контактов, так и взаимодействие целых культурных миров (с соотвествующим обменом идеями, ценностями, образом жизни) в контекст растущих скоростей информационного обмена. Общедоступность высокотехнологичных способов связи во многом облегчает знакомство с новой культурой, становясь для многих людей источником вдохновения и, в отдельных случаях, полезного опыта. Однако, согласно противоположной тенденции, это источник дискомфорта, поскольку в данном случае возникает проблема адаптации к стремительным переменам, происходящим в мире. В этой ситуации именно гуманитарная культура проявляет свою социально-адаптивную функцию: будучи глубинной сущностной силой социальной самореализации, она выступает формой защиты культурного многообразия. Именно данная функция оберегает хрупкий мир развитой чувственности современного человека, его воображение, интуицию, социальную и нравственную память. И на данном этапе исследования мы можем констатировать, что гуманитарная культура и социальная безопасность человека предстают в виде жестко взаимосвязанных феноменов. В этой же связи следует упомянуть систему гуманитарного образования, которая через формирование мировоззрения и квалификации новых поколений, призвана служить преодолению чрезмерной культурной дифференциации и разобщенности. Иначе говоря, плавному переходу к новому социокультурному строю в менее развитых странах должен 23 |
106 что знакомство с новой культурой для многих людей выступает источником вдохновения и, в отдельных случаях, полезного опыта. Для других это источник дискомфорта, поскольку при этом возникает проблема адаптации к стремительным переменам, происходящим в мире. На наш взгляд, формой защиты культурного многообразия как раз и выступает эстетическая культура, которая в социально-философском плане представляет собой глубинную сущностную силу индивидуальной самореализации. Поскольку в современных условиях под угрозой уничтожения оказался чувственный мир человека, его воображение, интуиция, социальная и нравственная память. Так что можно констатировать, духовная культура и безопасность человека предстают в виде жестко взаимосвязанных феноменов. Нужно отметить, что культура (особенно эстетическая) выступает в современных условиях основным носителем и выразителем национальных и цивилизационных особенностей. В эпоху глобализации в ней вырисовываются, по крайней мере, две противоречивые тенденции. С одной стороны, национально-цивилизационное возрождение ведет к обособлению и дифференциации культур, усилению их особых черт. С другой стороны, рождается новая интегральная культура, выполняющая роль соединительной ткани для народов и цивилизаций. В странах с низким уровнем грамотности преобладает традиционная культура с высоким консерватизмом. Для того чтобы они перешли к интегральному типу культуры, им необходимо, в частности, сократить разрыв в оснащении современными средствами распространения культуры. Нельзя не отметить, что преодолению чрезмерной культурной дифференциации и разобщенности может способствовать система образования, формирования мировоззрения и квалификации новых поколений. Переходу к интегральному социокультурному строю в менее развитых странах должно предшествовать и способствовать повышение охвата населения средним и особенно высшим образованием, которые формируют мировоззрение и дают профессиональные навыки подрастающим поколениям. Образование должно |