предшествовать рост образовательного уровня населения, который формирует мировоззрение и дает профессиональные навыки подрастающим поколениям. Образование должно ориентироваться прежде всего на воспитание в молодом поколении чувства красоты и на формирование способности действовать по ее законам. Соответственно, мы теперь можем утверждать, что развитие личностной гуманитарной культуры в контексте новых тенденций социокультурного развития составляет сегодня важнейшую проблему социально-философского свойства, которая решается на разных уровнях общем (социальнополитическом), особенном (научном) и единичном (педагогическом). Данные усилия преследуют цель снять целый ряд противоречий между (а) опережающим ростом требований к духовности личности и (б) реальными тенденциями формирования человека, а также между (а) ростом потребности в высоком уровне культуры производства, общения, быта и (б) объективными трудностями ее осуществления. Что же касается более строгого понятия гуманитарной культуры, то она, в рассматриваемом здесь широком смысле, представляет собой такую форму деятельности, которая сопрягает в себе собственно когнитивную, оценочную и коммуникативную функции. Она, как считает М.С. Каган, отражает и в то же время творит особую искусственную реальность, удваивает жизненный мир, выступая в качестве воображаемого дополнения или продолжения, а иногда и замены реальной жизни. Создавая мир «второй реальности», искусство становится для индивида источником жизненного опыта, специально организованного и оцененного с точки зрения определенных ценностей. Как к влиятельному средству духовного воздействия к искусству обращаются и остальные средства социальной регуляции мифология, религия, политика, идеология, которые не в состоянии обойтись без средств выразительности и убеждения, которыми располагает искусство. Сопоставляя развитие искусства в его соотнесенности с развитием общественно-политического устройства общества, нельзя не видеть 24 |
101 развивалась бы наука, если бы ученые опирались лишь на прочитанные книги и не учитывали информации, передаваемую в процессе непосредственного общения внутри научного сообщества [См. подр.: Полани М. Личностное знание.]. Нам представляется, что именно с эстетической культурой связано представление о собственно культурной сфере деятельности. В результате длительных дискуссий по поводу того, что же все-таки следует понимать под эстетической культурой, выяснилась принципиальная невозможность сведения ее к какой-либо одной функции. Думается, что эстетическая культура шире, нежели «отражение мира идеального», чем «выражение внутреннего мира художника-творца», и чем «проявление творческого и игрового начала». Все названные выше функции действительно свойственны эстетической культуре, что характеризует ее полифункциональность. Мы убеждены, что эстетическая культура представляет собой такую форму деятельности, которая сопрягает в себе собственно когнитивную, оценочную и коммуникативную функции. Она, как считает М.С. Каган, отражает и в то же время творит особую искусственную реальность, удваивает жизненный мир, выступая в качестве воображаемого дополнения или продолжения, а иногда и замены реальной жизни [См.: Каган М.С. С. 223]. Создавая мир «второй реальности», искусство становится для индивида источником жизненного опыта, специально организованного и оцененного с точки зрения определенных ценностей. Как к влиятельному средству духовного воздействия к искусству обращаются и остальные средства социальной регуляции мифология, религия, политика, идеология, которые не в состоянии обойтись без средств выразительности и убеждения, которыми располагает искусство. Сопоставляя развитие искусства в его соотнесенности с развитием общественно-политического устройства общества, нельзя не видеть значительную независимость искусства. Да и сами художники нередко провозглашали собственную независимость от общества в любом ее проявлении. Заметим также, что не только творчество, но зачастую и сама 107 ориентироваться прежде всего на воспитание в молодом поколении чувства красоты и на формирование способности действовать по ее законам. Нам представляется, что формирование эстетической культуры личности в условиях углубления действия новых тенденций социокультурного развития составляет ныне одну из важнейших социальных проблем. Это проблема решается на разных уровнях общем (социально-политическом), особенном (научном) и единичном (педагогическом) и призвана снять определенные противоречия: между опережающим ростом требований к духовности личности и реальными тенденциями формирования человека, между ростом потребности в высоком уровне культуры производства, общения, быта и объективными трудностями ее осуществления. В сфере высшего образования проблема формирования эстетической культуры будущего специалиста, его эстетического вкуса отражает и определенные сложности становления идейной и социальной зрелости молодежи: недостаточную целостность и гармоничность в развитии духовных / потребностей студентов, проявления безнравственности, низкий культурный уровень и т.п. Необходимо учитывать и тот момент, что в самой культуре происходят неоднозначные процессы формирования различных социокультурных тенденций. Отметим, что принципы и нормы гуманизации культуры, всей общественной жизни, сферы воспитания еще не раскрыты исследователями во всей их глубине, практиками еще не осознано их многообразие. Поэтому гуманизация воспитания связана скорее с поиском новых способов совместной творческой деятельности преподавателя и студента, чем с установлением каких-то общих рецептов организации гуманитарной или общекультурной подготовки. В условиях реорганизации учебной деятельности меняется и качество отношений между преподавателем и студентом, изменяется лицо кафедры, содержание её деятельности. Приобретают больший вес ее исследовательские и воспитательные функции. В этих условиях сама кафедра не может рассматриваться как коллектив исключительно преподавателей. Коль скоро |